Как известно, на ваз 2109 вентилятор охлаждения выполняет множество функций. Замена вентилятора охлаждения ваз 2109 – процесс нужный и важный, который можно провести и своими силами.
Причины неправильной работы вентилятора
В машине ваз 2109 вентилятор системы охлаждения в процессе работы может издавать посторонние звуки.
Причин такого поведения может быть очень много:
- Возможно, болт, с помощью которого вентилятор крепится к двигателю, попросту раскрутился. Из-за того, что он плохо держится, во время езды он пошатывается.
Собственно, это и приводит к образованию непонятных звуков. - Радиатор неправильно установлен. То есть, он не находится на своем месте. Возможно, он лежит на поперечине подвески, что тоже не есть очень хорошо.
- Возможно, вентилятор надломился с одной стороны, что привело к дисбалансу.
Примечание: при этом не обязательно менять его полностью. Достаточно только заменить поврежденную часть.
- На крыльчатку попала грязь. Это, казалось бы, совершенный пустяк, однако он приводит к дисбалансу. Как следствие – непонятное постукивание.
- Подушки плохо зажаты, поэтому они плохо держат мотор. Возможно, подушки прожаты (так бывает после длительной эксплуатации). В итоге мотор вибрирует.
Примечание: исправить данную проблему можно, заменив подушки или вставив прокладки из резины.
- Если вентилятор сильно гудит, значит ему не хватает смазки (нужно срочно смазать двигатель маслом).
- Подшипник разбился. Эта проблема возникает из-за того, что крыльчатка долгое время была поврежденной, поэтому в системе наблюдался дисбаланс.
Примечание: решить эту проблему можно только одним способом – заменить подшипник. Однако перед этим нужно исправить положение крыльчатки, так как в скором времени из-за нее может быть поврежден еще один подшипник.
Как сбалансировать крыльчатку
Есть два варианта балансировки:
- Первый – на лопасть вентилятора закрутить тоненькую проволочку. Посмотреть, с какой стороны дисбаланс проявляется сильнее.
Плавным движением попытаться выровнять крыльчатку, пока посторонние звуки не исчезнут. - Второй – в отверстие вставить ось, диаметр которой сходен с диаметром отверстия. Установить крыльчатку на две опоры, расположенные в горизонтальном положении.
Если существует дисбаланс, то избавиться от него можно, обточив более тяжелую лопасть, либо приклеив небольшой грузик к лопасти с меньшей массой.
Примечание: в качестве оси может служить обычное сверло. Роль двух горизонтальных опор могут выполнять два стола.
Можно поменять четырех-лопастную крыльчатку (это стандартная деталь) на восьми-лопастную.
Примечание: нельзя сказать, что вторые охлаждают намного лучше первых, но уж точно не хуже. Зачастую, заменив крыльчатку, посторонние звуки в вентиляторе охлаждения полностью исчезают.
В продаже можно встретить как отдельные крыльчатки, так и в комплекте с мотором. Вторые, естественно, стоят гораздо дороже.
Поэтому не стоит выбирать второй вариант, если мотор исправен (обычно его нужно просто смазать, чтобы он стал лучше работать).
Не стоит приобретать самые дешевые крыльчатки. Обычно они имеют небольшие дефекты.
Примечание: встречаются модели стоимостью от 100 до 1000 рублей.
Как заменить вентилятор
Если замена крыльчатки не помогла, значит придется приступать к крайним мерам – заменить сам вентилятор охлаждения.
Для этого нужно сделать следующее:
- Открыть капот.
- Снять корпус воздушного фильтра.
Примечание: после этого будет достаточно места, чтобы проводить дальнейшие работы.
- Чтобы без проблем снять рамку вентилятора, следует открутить 2 гайки и 2 болта (ключом на 10). Две гайки и первый болт откручиваются без труда.
Однако с последним болтом придется повозиться. Дело в том, что он расположен в не очень удобном месте.
Получить к нему доступ мешает поперечная балка и рычаги, которые к ней крепятся.
- Оттопырить крыльчатку. Для этого подойдет любой удобный инструмент.
Примечание: крыльчатка сама по себе очень хрупкая, поэтому работы с ней следует проводить аккуратно.
- С помощью головки на 13 открутить гайку, которая крепит крыльчатку.
- Ни в коем случае нельзя потерять шпонку, которая вставляется в вал двигателя. Иначе придется самостоятельно мастерить что-то похожее на нее, а это не так-то и просто.
- Заменить лопасти крыльчатки.
- Вставить ее на место (при необходимости можно использовать новую крыльчатку). Гайку нужно затянуть как можно сильнее, ведь если крыльчатка будет болтаться, то в скором времени она снова сломается.
- Прежде чем поставить вентилятор на место, необходимо установить две резиновые шайбы. Это поспособствует тому, что вибрация, идущая от вентилятора, будет менее ощутима на кузове ваз.
- Чтобы без труда одеть крепление на шпильку обратно, можно в нижнем креплении рамки сделать небольшую прорезь.
- Вставить вентилятор. Закрутить все гайки, которые его крепят.
Двойной вентилятор
В летнее время «девятки» особенно перегреваются. Поэтому, чтобы обеспечить максимальное охлаждение двигателя, можно на место одного вентилятора установить два.
Для этого:
- В первую очередь нужно сделать еще одно крепление для вентилятора.
- Кроме того в самом вентиляторе также нужно проделать небольшое отверстие, чтобы его можно было без труда установить на место.
- Разобрать мотор и снять магниты (лучше использовать отвертку, чтобы они не раскололись).
Примечание: важно не перепутать, в какой последовательности стояли магниты, поэтому их нужно пометить.
- Срезать болгаркой предыдущие крепления цилиндра и приварить на их место новые.
- Собрать мотор в обратном порядке.
- Прикрутить рамку к мотору.
- Поставить лопасти.
- К лопастям подключить два вентилятора.
Примечание: один вентилятор уже будет подключен (так как он штатный). Другой можно включать по необходимости, сделав в салоне специальную кнопку.
Цена ремонта вентилятора охлаждения в автосалоне не является слишком высокой. Однако, если выполнять эту работу своими руками, то платить придется еще меньше.
Не нужно забывать, что перед этим стоит пересмотреть различные фото и видео на данную тему. Возможно, инструкция, предложенная нами, также пригодится.