Главной конструктивной особенностью системы охлаждения двигателя автотранспортного средства является радиатор. Крепление радиатора на Ваз 2109 конструкторы определили в моторном отсеке.
Он располагается за декоративной передней решеткой автомобиля. На ваз 2109 крепление радиатора имеет особое устройство отопления.
Основные конструктивные особенности
Итак:
- В нижней части радиатора сконструированы штифты, в которые устанавливаются вставки из резины. Эти вставки отвечают за амортизацию радиатора во время движения автотранспортного средства.
- В нижней части предусмотрен патрубок с резьбой, в него закручивается пробка для слива тормозной жидкости.
- Если смотреть на лицевую поверхность радиатора, справа в средней части предусмотрено место для установки датчика включения вентилятора.
- В верхней части предусмотрены два цилиндрических выступа для подсоединения резиновых патрубков.
- В нижней части – один выступ.
Радиаторы изготавливаются из алюминиевых или медных сплавов. Так как такие сплавы меньше подвергаются окислению во взаимодействии с разогретыми жидкостями.
Итак:
- На передней части кузова ваз находится распорный поперечный швеллер. В нем предусмотрены отверстия для установки резиновых вставок. Они туда вставляются в распор.
Примечание: поэтому перед установкой их необходимо смочить в мыльном растворе.
- Вставлять вставки надо аккуратно, чтобы не нарушить структуру резины. Так как края швеллера имеют острые поверхности.
- На установленные вставки надо с наклоном к двигателю аккуратно поставить радиатор на штифты.
- После этого верх радиатора наклоняется к передней декоративной решетке.
- Под верхним поперечным швеллером расположены две шпильки, которые приварены к кузову.
- На них прикручивается металлическая распорная планка.
- Этой планкой крепится верх радиатора.
Примечание: предварительно под планку прокладывается резиновая прокладка.
- Двумя гайками закрепить верх радиатора.
Таким методом предусмотрено крепление радиатора системы охлаждения двигателя.
Устройство отопления салона
Конструкторами заводов-производителей предусмотрена установка радиатора отопительной системы салона автомобиля ВАЗ-2109. Под панелью вспомогательных устройств, которая находится между двумя передними сидениями, конструкцией предусмотрено расположение печки отопления салона.
В ней изготовлен каркас для установки радиатора. К этой панели с двух сторон (пассажирской и водителя) установлены пластмассовые защитные панели.
Они крепятся на четыре самореза:
- Открутить саморезы.
- Снять их.
- Так освобождается доступ к радиатору отопления салона.
- Он закрепляется на четыре самореза.
- Они устанавливаются в отверстия находящиеся на верхней, нижней поверхности радиатора.
- Закрутить саморезы.
- После этого подсоединять шланги системы отопления салона.
Примечание: перед натяжкой патрубков необходимо на них надеть хомуты крепления.
Совет: перед установкой хомуты по внутренним краям очистить наждачной бумагой. Это делать необходимо для того, чтобы удалить острые кромки.
Так как острыми кромками можно повредить резиновые поверхности патрубков.
Таким предусмотрен конструктивный порядок крепления радиаторов на ВАЗ-2109:
Совет: следует учитывать, что перед тем как закрепить верхнюю часть радиатора охлаждения необходимо установить на него верхние патрубки.
- Закрепить их хомутами.
- Только после этого крепить верхнюю планку к кузову автотранспортного средства.
- Следующая процедура по приведению в рабочее состояние системы охлаждения.
- Установить нижний патрубок и закрутить хомут.
Примечание. Нижний патрубок легко будет устанавливать со смотровой ямы. Предварительно надо снять защиту картера двигателя.
Сборка и проверка системы охлаждения
Надо:
- Установить вентилятор охлаждения.
Кожух вентилятора крепится к радиатору двумя болтами с правой стороны. С левой стороны аккуратно одевается на шпильки, прикручивается гайками.
- Затем вставить клеммы электропитания двигателя охлаждения.
- Проверить затяжку сливной пробки.
- Протянуть хомуты на установленных патрубках.
- Проверить кран на отопление салона, он должен быть открыт, ручка рычага должна находиться в крайнем правом положении.
- Только надо один шланг, который проходит на карбюратор снять.
- Залить тосол в расширительный бачок. Лить надо аккуратно, смотреть на штуцер карбюратора.
- Как только из него потечет тосол, поставить патрубок, затянуть хомут.
- Долить в бачок до уровня между минимальной, максимальной отметками.
- Закрыть пробку расширительного бачка.
- Запустить двигатель.
- Оставить его работать на 2-3 минуты.
В этот момент происходит наполнение системы, удаление воздушных пробок. В случае плохого прогревания надо заглушить двигатель.
- Открыть пробку бачка.
- Верхний патрубок к блоку двигателя обернуть ветошью.
- Сделать несколько резких нажимов на него.
- Из бачка должны появиться воздушные пузырьки.
- Затем снова закрыть бачок.
- Завести двигатель.
- Выждать 5 минут.
Двигатель должен прогреться. Нижний патрубок также. Температура прибора должна показать 85-900.
Вывод: проверку системы охлаждения двигателя на этом можно считать законченной.
Проводить все работы связанные с проверкой работы конструктивных систем автотранспортного средства своими руками необходимо после просмотра видео. Надо просмотреть, внимательно изучить написанные сопровождающие инструкции.
Ознакомиться с прилагаемыми фото.
Самостоятельное проведение технического обслуживания всегда сопровождается познанием конструктивных особенностей автотранспортного средства. Кроме того, это дает возможность неплохо сэкономить, ведь цена на ремонт и диагностику в СТО довольно высокая.