Замена наружной гранаты на ваз 2110 или ШРУС, как называется деталь на самом деле, проводится в том случае, когда предвестниками проблемы выступают такие признаки, как стук, хруст или характерный треск, слышимый во время поворота колес. Замена наружней гранаты ваз 2110 – это ответственный процесс, который можно провести и собственными силами.
Устройство гранаты
Что такое ШРУС? Это своеобразный шарнир, который в ответе за равные угловые скорости.
ШРУС ВАЗ или как называют данную деталь граната, служит для того, чтобы передавать крутящий момент непосредственно на колеса машины. Устройство этой детали, хотя и отвечающей за важные ходовые параметры, представляет собой довольно простую конструкцию.
Так, граната автомобиля состоит только из подшипника шарикового типа, вращающегося не вдоль своей оси, как принято, а поперек.
Примечание. Другими словами, шарнир или граната соединяет между собой полуоси, находящиеся под углом друг к другу. При этом не стоит забывать, что угол этот постояно меняется, а граната или ШРУС является такой деталью, которая все это нормализует.
Принцип действия гранаты заключается в следующем: шарнир позволяет ведущему переднему колесу выполнять без сложностей повороты в разные стороны. И примечательно, что устройство всех шарниров-гранат в разных автомобилях, в том числе и на ваз 2110 одинаковое.
Особенности конструкции
Стоит отметить, что хотя все гранатки бывают одинаковыми по конструкции, но размеры у них могут быть разными. В частности, следует знать, что в одном и том же автомобиле на каждое колесо предназначается по две гранаты, имеющие разные размеры.
Шарниры эти следующие:
- внутренний шарнир, который передает вращение от шестерни КПП на вал;
- наружный шарнир, предназначенный для передачи вращения от вала на ступицу.
Так как ШРУС является шарниром, то не удивительно, что в его конструкции должны иметься независимые элементы, попросту называемые шариками. Именно они и передают вращательное движение от ведущей к ведомой части.
Примечание. Шариков в гранатке бывает целых шесть штук. Они не сидят в ШРУСе просто так, а помещены бывают в специальной обойме.
Сама обойма размещена между корпусом и внутренней обоймой. Она как бы сидит на ведомом валу, представляющим собой чашу.
Сам корпус и обойма наделены специальными канавками, что позволяет шарикам по ним двигаться. Что касается мест соединения конструкции, то она надежно защищена пыльником, представляющим собой резиновый эластичный колпачок.
Определение неисправности ШРУС и причины выхода из строя
Прежде, чем начинать процесс замены гранатки, рекомендуется определить то, какая именно граната нуждается в замене. Простое прощупывание люфта вала на эстакаде и является доступным методом определения неисправности той или иной гранатки.
Как правило, исправная гранатка не должна вообще создавать люфт.
Примечание. Стоит отметить, что неисправная гранатка не обязательно бывает у старых машин. Часто наблюдается такая ситуация, когда ШРУС выходит из строя на автомобиле, недавно покинувшим конвейер.
Каковы же основные причины выхода из строя гранатки?
Вот они, приведены ниже:
- качество гранатки, которое бывает низким и высоким (часто вместо оригинальной детали продается подделка или устанавливается брак);
- смазка, которая или полностью отсутствует или же имеется в недостаточном количестве;
- выход из строя пыльника(см.Как выполняется замена пыльника ваз), что приводит к порче гранатки (пыльник – это защита и если его нет, в механизм гранатки попадает разный абразивный мусор и вода);
- неправильная манера езды (агрессивный стиль езды);
- плохое состояние дорог (особенно актуально у нас в России).
Итак, определить неисправность ШРУС можно самостоятельно, как и говорилось выше, обнаружив люфт в вале. Кроме того, неисправность гранатки, как и любой другой детали или механизма авто обусловлена изменением свойств, размеров, образованием выработки и т.д.
Как и было сказано выше, гранатка является шарниром, в устройстве которого присутствуют элементы, трущиеся и находящиеся под постоянной нагрузкой. Если ШРУС является своеобразным подшипником, то обоймы его обязательно должны иметь поперечные канавки.
Именно это позволяет изменять угол между ведущей и ведомой полуосью.Так как гранатка, заставляя автомобиль двигаться, передает колесам значительное усилие, то со временем теряет свои эксплуатационные качества и на детали образовывается выработка.
Она же и увеличивает зазор. А там, где нет тесного соприкосновения механизмов и деталей, происходит стук, шум и т.д.
Появление характерного хруста при повороте колес – основной признак выхода из строя гранатки, о котором знает практически большая часть опытных водителей. Такой звук способны издавать только лишь металлические шарики, перекатывающиеся по желобам.
Примечание. Такой хруст способен появиться в любой момент, но, как правило, при поворачивании колес или резком ускорении с места. Кроме того, характерное звуковое сопровождение может появиться и при преодолении препятствий.
Помочь определить признаки неисправности ШРУС помогут и несильные рывки, когда автомобиль трогается с места. Также, эксперты рекомендуют изменить динамику вождения для скорого определения неисправных гранаток.
Как и было сказано, гранатка бывает двух типов: наружная и внутренняя. Как определить неисправность наружной или как ее еще называют внешней гранатки, было указано выше.
Примечание. Различается внешний ШРУС от внутреннего, в первую очередь, тем, что он меньше в размерах и выходит из строя гораздо чаще, чем внутренняя гранатка.
Итак:
- Чтобы определить неисправность внешней гранатки еще одним способом, нужно повернуть рулевое колесо и тронуться с места. Если гранатка неисправна, то она начнет «хрустеть».
- Чтобы определить неисправность внутренней гранатки понадобится ехать не криволинейно, как при проверке наружного ШРУС, а прямолинейно. Особенно явно внутренняя гранатка будет сигнализировать звуковым сигналом о том, что ее пора заменить, при преодолении ям, сугробов или неглубоких канав.
- Окончательно проверить неисправность гранатки можно уже на подъемнике. Колеса передка будут в подвешенном состоянии и если ШРУС неисправен, появится характерный хруст.
Замена гранатки
Прежде, чем начать процесс замены гранатки необходимо вооружиться следующими инструментами:
- подъемником;
- кувалдой или большим молотком;
- обычным молотком;
- головками на 17 и 30;
- ключом баллонного типа;
- зубилом, не обязательно острым;
- плоской отверткой, желательно шлицевой;
- гаечными ключами на 13 и 17;
- ломом или монтировкой;
- трубой;
- специальным съемником, предназначенным для замены ШРУС;
- ветошью.
Ну и, конечно же, следует приобрести новый комплект ШРУС.
Демонтаж старой гранатки
Начинаем процесс замены:
- для начала нужно будет открутить гайку, которая сидит на валу с помощью головки на 30, воротка и трубы;
Примечание. Не стоит переживать, если гайка немного замята, ведь если приложить немного усилия, труба с воротом легко отвернут ее.
- после того, как гайка отворачивается, следует установить подъемник.
Примечание. При установке домкрата нужно убедиться, что чашка совпадает с точкой упора на автомобиле. Это очень важно и прописано в технике безопасности.
Также обязательно следует подложить под кузов автомобиля бревно или кирпичи, хотя последние довольно хрупки и легко могут сломаться.
- колесо теперь нужно будет приподнять, а затем и снять его, откручивая болты крепления;
- теперь нужно освободить колодки, отводя поршень тормозного цилиндра;
- нужно будет вставить лом или монтировку в прорез суппорта, чтобы освободить тормозные колодки;
- пришло время снимать суппорт;
- для этого, используя ключи 13 и 17, откручиваем крепления суппорта.
Примечание. После снятия суппорта его желательно подвязать к пружине стойки, дабы он не мешался.
- теперь нужно вывернуть шаровую опору, опять же при помощи воротка и головки, но уже на 17;
- берем лом и нажимаем им вниз, одновременно стягивая ступицу на себя;
- извелакаем все хомуты и доходим до пыльника;
- отворачиваем его;
- ступица полностью стягивается с шаровой;
- пришла пора извлечь гранатку, используя специальный съемник (его нужно будет установить позади гранатки, а затем выдавить).
Примечание. Если нет съемника, то можно воспользоваться просто молотком, аккуратно сбивая им ШРУС.
Сбивая ШРУС молотком, нужно быть очень аккуратным. Рекомендуется нанести резкий удар в край гранатки.
- теперь нужно будет извлечь пыльник со ШРУСа.
Примечание. Нужно будет действовать очень аккуратно. Сняв старый пыльник, следует его тщательно протереть ветошью, а старое стопорное кольцо снять.
- теперь следует одеть малый хомут;
- вдеваем новый пыльник;
- хомут зажимаем;
- ставимновое стопорное кольцо.
Установка новой гранаты
Установка нового ШРУС проводится противоположно снятию, используя те же действия.
Итак:
- после того, как новую гранату ставим на место, нужно взять кувалду;
- бьем ею аккуратно через доску по гранатке;
- после того, как привод на месте, следует отогнуть пыльник;
- забиваем туда смазки побольше.
Примечание. Рекомендуется использовать ту смазку, которая идет в комплекте с новым ШРУС. К роме того, нужно будет вывести весь воздух из пыльника.
- надеваем пыльник;
- ставим большой хомут.
Примечание. Пока полностью не собрана ступица, рекомендуется проверить состояние колодок, а также шаровых опор и тормозных шлангов. Часто бывает так, что и они выходят из строя и нужна замена.
- после того, как затягивается гайка вала, ее нужно будет обработать зубилом.
Примечание. Зубилом обрабатываются края гайки или иными словами, сминаются. Что касается затяжки гайки, то делать это нужно на опущенной с подъемника машине.
Видео подскажет, как все сделать правильно.Кроме того, устанавливая новую гранату на ваз 2110 рекомендуется пользоваться фото-материалами и необходимыми инструментами.
Как известно, проводя работу своими руками, обязательно нужен хороший инструмент, чтобы нехватку достаточного опыта хоть как-то окупить качественным оборудованием. Так, съемник для снятия гранатки отлично поможет новичку, наглядным пособием которого является лишь инструкция, видео и фото.
Работая самостоятельно, следует знать, что так можно неплохо экономить семейный бюджет, откуда не нужно будет постоянно урывать средства на ремонт, цена на который сегодня не дешевая.