Вы обнаружили, что ваш автомобиль ваз 2115 стал глохнуть на холостом ходу, появились «плавающие» показания спидометра, упала тяга двигателя, и увеличился расход топлива – все это означает, что барахлит датчик скорости. Заменить датчик скорости ваз 2115 дело не сложное.
Достаточно знать, где он располагается и как к нему добраться. Процедура займет совсем немного времени и сэкономит ваши деньги, а наша инструкция вам поможет. Начнем по порядку.
Принцип работы
Принцип действия современного датчика скорости (здесь и далее ДС) основывается на эффекте Холла:
- Датчик скорости передает импульсы напряжения на контроллер с частотой, прямо пропорциональной скорости движения ведущих колес.
- Контроллер, основываясь на импульсах датчика, регулирует работу двигателя в режиме холостого хода, и при помощи РХХ (регулятора холостого хода) контролирует подачу воздуха, идущего в обход дроссельной заслонки.
- При этом частота сигналов ДС прямо пропорциональна настоящей скорости автомобиля.
- ДС различаются по соединительным разъемам к колодке жгута.
- В системах БОШ применяется квадратный разъем.
- Датчик, имеющий круглый разъем, применяется в таких системах как GM и Январь 4.
- Все эти датчики являются шести импульсными, они выдают шесть импульсов за один оборот оси.
- Десяти импульсный датчик встречается в маршрутных компьютерах карбюраторных «Самар».
Сигналы от датчика скорости используются системой управления для расчета порогов выключения подачи топлива, и для электронного принудительного ограничения скорости машины (в современных системах управления).
Устанавливая привод спидометра в моделях, где еще есть таковой, в коробку, нужно быть очень аккуратным, иначе при перекосе сомнутся хрупкие пластмассовые зубья на ведущей шестерне привода спидометра и тогда вам предстоит полная разборка всей коробки передач (чтобы заменить сломанный привод) и возрастает цена вопроса.
Выходное напряжение для низкого уровня импульса допустимо не более 1 В, а для высокого уровня должно быть не менее 5 В.
Типы устанавливаемых измерителей
Замена датчика скорости своими руками для ваз 2115 мало, чем отличается от замены на любом автомобиле «десятой серии» (например ВАЗ 2110-2112), а так же серии «Самара» (ВАЗ 2113-2115), и новинках, таких как Лада Калина, Гранта либо Приора.
Сам датчик располагается на задней стороне сверху КПП (если смотреть от радиатора) прямо над дифференциалом, где и выходят провода (на фото ниже показан стрелкой, смотрите под патрубками).
На моделях ВАЗ в разное время ставились датчики (измерители) трех типов.Первый из них на новых автомобилях уже не применяется.
Тип №1
Устанавливался на первые «Самары» имеющие инжектор с тросовым приводом спидометра:
- Он устанавливался как «промежуточная вставка» между тросом спидометра и выходом шестеренки на КПП.
- От него в сторону отходят провода с разъемом.
- Его неисправность определить можно только специальным диагностическим прибором при одинаковых оборотах на (ХХ) холостом ходу. А так же при движении автомобиля накатом и при остановке.
Иногда, когда случается такая поломка, автомобиль начинает глохнуть сразу после включения «нейтралки» (нейтральной передачи) при движении.
Происходит это из-за того, что автомобиль, при движении, держит немного завышенные обороты ХХ изначально (1000 вместо 850 если автомобиль остановился). Это придумано для плавного переключения при движении накатом от «нейтралки» к передаче.
Внимание: Перед заменой рекомендуется проверить механизм привода (на котором накручен датчик измеритель)
Можно сделать это, попытавшись провернуть привод, используя любые подручные средства.
Аккуратно! Чтоб не разбить квадратное окошко.
Тип №2
Более новая модель измерителя, устанавливается на последующие модели инжекторных ваз.Главное ее отличие, это электронный спидометр и полное отсутствие троса.
Накручивается он прямо на выход шестерни привода.
При поломке его на панели приборов перестает отображаться скорость движения авто.Остальные симптомы такие же как и у первой модели.
Тип №3
Новейшая версия в которой ненадежный механизм привода (в случае поломки которого приходилось раньше снимать и разбирать коробку) заменен на современный электронный (который и основывается на эффекте Холла).
Последствия выхода из строя такого измерителя точно такие же, рассмотренные у предшествующего аналога.
Однако на машинах с таким типом датчика устанавливаются электроусилители руля (сокращенно ЭУР). При отказе измерителя меняется усилие при повороте руля, а в некоторых случаях сгорает обмотка ЭУР.
Это особенно неприятно при «плавающем» дефекте измерителя скорости. При повороте начинает меняться усилие на руле.Некоторых водителей это пугает. Сейчас от ЭУР отказались.
Внимание: Такие измерители имеют совершенно разную маркировку для «Приоры» и «Калины» и не являются взаимозаменяемыми!
Прежде чем покупать новый, необходимо проверить, измеритель, какой маркировки установлен на вашей машине.Маркировка измерителя пишется на его боковом пояске.
Ваз 2115 замена датчика скорости
Прежде чем приступать к замене датчика скорости, рекомендуем осмотреть подключаемую к нему колодку и провода на предмет обрыва. Если с ними все в порядке и дело только в датчике, вам понадобятся следующие инструменты для его замены.
Чтобы заменить измерители двух первых типов:
- Отвертка шлицевая (плоская)
- Плоскогубцы (пассатижи)
- Крестовая отвертка
Чтобы заменить измеритель третьего последнего типа:
- Головка на 10 с удлинителем и трещоткой (либо ключ на 10 при их отсутствии)
- Отвертка плоская (шлицевая)
- Крестовая отвертка
- Ключ на 22
Дополнительный инструмент:
- Очиститель тормозов
- Металлическая щетка
- Ключ на 22
- Чистая ветошь
Начинаем замену
Итак:
- Сначала снимаем с машины впускной патрубок с корпусом фильтра.
- Очищаем поверхности коробки металлической щеткой при сильном загрязнении вокруг датчика.
- Затем смываем грязь, при помощи очистителя тормозов и протираем поверхности и измеритель ветошью.
- Если у нас тросовый привод спидометра, то сначала откручиваем трос от измерителя рукой либо плоскогубцами.
- Иногда бывает, выкручивается и сам датчик.
- Тогда надо придерживать датчик, используя ключ на 22 либо рукой.
- Снимаем сам датчик.
Порядок работ
Первый и второй тип выкручиваются рукой либо ключом на 22 с оси привода.
Итак:
- Чтобы снять новый, необходимо открутить его гайку, воспользовавшись ключом на 10 (удобнее головкой с удлинителем и трещоткой).
- Затем поддеваем и вытаскиваем его.
- Датчик третьего образца устанавливается непосредственно в коробку, поэтому, когда вы его достанете, он будет весь в масле.
- Протираем его и закрываем окно в корпусе коробки чистой ветошью, чтобы предотвратить попадания внутрь ее посторонних предметов и мусора.
Теперь устанавливаем новый, и можем собирать в обратной последовательности. Как видите, все не так уж сложно. Для своей конкретной модели авто и типа измерителя вы можете посмотреть видео.