Работа датчика скорости основана на эффекте Холла, то есть он выдает на электронный блок управления импульсный сигнал, частота которого прямо пропорциональна скорости, с которой двигается автомобиль.
Электронный блок управления, в свою очередь, полученные с датчика данные использует для оптимизации холостых оборотов двигателя путем воздействия на датчик (регулятор) холостого хода, тем самым регулируя количество воздуха, который поступает в камеру сгорания помимо дроссельной заслонки.
Назначение и принцип работы
На протяжении каждого пройденного автомобилем километра датчик скорости выдает на электронный блок управления примерно 6004 импульса. Анализируя время между поступлением импульсов, ЭБУ определяет скорость автомобиля и выдает данную информацию на панель приборов, то есть воздействует непосредственно на стрелку спидометра.
Диагностика и замена
Давайте разберемся во всем поэтапно. И тогда все станет понятно.
Симптомы неисправности
Для того что бы заменить датчик скорости ваз 2110 своими руками нам необходимо для начала убедиться в том что причиной неисправности является именно это устройство. Как правило, симптомами его поломки является прекращение работы двигателя при движении накатом на холостых оборотах и недостоверные показания спидометра.
Помимо этого, при наличии неисправности в цепи соединения датчика скорости, загорается лампа сигнализатора неисправности двигателя «CHECK» с одновременной записью в ОЗУ кода под номером 24.
Совет! Данная сигнализация может возникнуть и при сбоях в работе датчика массового расхода воздуха, но так как лампа сигнализатора « CHECK » в этом случае срабатывает не каждый раз, то этот признак может косвенно помочь определить в каком именно датчике произошел отказ в работе.
Причины выхода из строя
При отказе в работе спидометра не торопитесь сразу ставить диагноз. Хотя цена вопроса всего в паре сотен рублей, замена датчика может не дать ожидаемого результата.
Возможно, отказ в работе скрывается в следующих причинах:
- Одной из главных причин, по которой ДС выходит из строя, является грязь и потеки масла. Они попадают на его корпус, тем самым нарушая нормальный режим его работы.
В этом случае очень часто датчик достаточно просто промыть и просушить; - Так же причина может скрываться в плохом контакте разъема и в обрыве проводов.
Помимо этого причиной выхода из строя (в некоторых моделях) может оказаться чисто механический фактор — тросик спидометра.
А именно:
- Затрудненное вращение в оплетке, вызванное заусенцами или разрывами тросика, могут чисто физически вывести датчик из строя;
- Большие обороты тросика в купе с вышеперечисленным.
На фото: металлический стержень передающий вращение вывалился, расплавив пластмассовый корпус…
…трос спидометра разбил место своей посадки и перестал фиксироваться в нем.
В этих случаях (если конечно не сработал сигнализатор неисправности «CHECK») проблема решается заменой датчика и тросика спидометра в паре.
Совет! Перед установкой трос спидометра в оплетке рекомендую смазать моторным маслом.
Диагностика
Данная инструкция содержит два способа, которые помогут убедиться в (не -) исправности датчика скорости автомобиля.
Способ первый
Итак:
- Подвешиваем переднее колесо автомобиля;
- Отсоединяем разъем проводов от датчика и подсоединяем к ним измерительные приборы (осциллограф или цифровой мультиметр);
- Вращая колесо, примерно со скоростью в пять километров в час, измеряем импульсный сигнал с контакта №2.
Совет! Проверка работоспособности датчика скорости начинается контакта №3, на наличие заземления, а так же с контакта №1 на наличие питания (12 Вольт), возможно применение простой «прозвонки».
Способ второй
Итак:
- Демонтируем датчик из гнезда;
- К его выводам подсоединяем вольтметр;
- Вращая привод, замеряем его напряжение на выходе (чем больше скорость ротора, тем выше частота и выходное напряжение).
Работоспособность датчика подтверждается, если во время данных диагностических проверок он генерирует частоту и напряжение на выходе, в противном случае датчик заменить.
Замена
Диагностика проведена, сомнений не осталось – датчик «умер».
Так как процедура замены не представляет собой ни чего сложного, предлагаю обойтись без дополнительных видео и фотоматериалов:
- Находим датчик. Он располагается вертикально между приводом спидометра и его гибким валом;
- При выключенном зажигании, или же вообще отключенной аккумуляторной батарее, разъединяем контактный разъем, сжимая для этого пружинные зажимы;
- Ключом на «22» отворачиваем его и отсоединяем от привода;
- Шток нового датчика вставляем в привод;
- Закручиваем, вставляем разъем с проводами.
Внимание! При демонтаже велика вероятность поломки штока датчика, что влечет за собой снятие привода спидометра. Для этого, ключом на «10», демонтируем сам привод и аккуратно, расшатывая (с помощью ключа на «14»), вытаскиваем его из корпуса коробки передач. Будьте аккуратны, не уроните шток привода в картер КПП!
Совет! Если обломок штока вытащить из привода не удалось, придется покупать новый. Следует обратить особое внимание на количество зубьев, оно различается.
Перед установкой смажьте резиновое уплотнительное кольцо моторным маслом.
Технические параметры датчика скорости
Параметры:
- Диапазон рабочих температур — от минус 40 до плюс 125 ;
- Номинальное напряжение – 12 В;
- Диапазон рабочих напряжений питания:
- от 7 до 15 вольт в цепи вывода контакта №1;
- от 5 до 15 Вольт, с нагрузочным током не больше 20 мА в цепи вывода контакта №2.
- При напряжении питания в 13,5 В (± 0,2 В) максимальный потребляемый ток на выводе контакта №1 – не больше 15 мА.
Если вы будете работу делать согласно инструкции, тогда долгое время не надо будет переделывать ее.