Когда возникают проблемы с переключением передач, они плохо либо вообще не переключаются, возникают скрипы при нажатии либо отпускании педали сцепления, появляется запах горелого пластика, все это признаки неисправности сцепления. При их появлении необходим ремонт и замена корзины сцепления на ваз 2112 и других изношенных деталей.
Сцепление закрыто коробкой передач, по этому до него еще нужно добраться, у вас есть выбор – ехать на СТО и платить за ремонт, либо справиться с ним своими руками, прочитав эту статью.
Устройство и работа сцепления
Сцепление — важный необходимый элемент трансмиссии вашего автомобиля, предназначенный для кратковременного отключения мотора от трансмиссии, их плавного соединения после переключении передач, и предохранения от перегрузок всех элементов трансмиссии, и чтобы гасить ударные колебания. Располагается между мотором и коробкой передач.
Рассмотрим его устройство:
- На современных машинах модели ВАЗ устанавливается сухое однодисковое сцепление
- Его конструкция включает маховик, диафрагменную пружину, нажимной, ведомый диски, подшипник выжимной с вилкой и муфтой
- Конструктивные элементы этого агрегата размещаются в корпусе (он же картер)
- Картер прикреплен к двигателю болтами
- Роль ведущего диска выполняет маховик, установленный на коленвал двигателя
- Прижимной диск придавливает к нему (маховику) ведомый диск, но в случае необходимости может освободить его от давления
- Прижимной диск соединяется с кожухом (корпусом) при помощи пластинчатых тангенциальных пружинок
- Эти пружины, играют роль возвратных пружин, когда выключается сцепление
- На прижимной диск давит пружина (диафрагменная), которая обеспечивает требуемое усилие сжатия, чтобы передавать крутящий момент
- Сама диафрагменная пружина по наружному диаметру упирается в края прижимного диска
- Ее внутренний диаметр представлен упругими стальными листками (лепестками), на края которых нажимает подшипник выключения (отключения) сцепления (так называемый «выжимной» подшипник)
- Сама диафрагменная пружина прочно закрепляется в корпусе
- Для прочности крепления применяются распорные болты либо опорные кольца.
- Прижимной диск с пружиной (диафрагменной) и корпусом (кожухом) образуют цельный конструктивный блок, носящий привычное название корзина
- Корзина жестко соединяется болтами с маховиком
- В рассматриваемой корзине сцепления прижимного действия лепестки ее диафрагменной пружины смещаются к маховику при выключенном сцеплении
- Ведомый диск расположен между выжимным диском и маховиком
- Его ступица шлицами соединяется с первичным валом КПП и может по ним перемещаться
- Чтобы обеспечить плавности включения агрегата сцепления в ступице диска размещаются демпферные пружины, которые исполняют роль гасителей колебаний
- С двух сторон ведомого диска прикреплены фрикционные накладки
- Они изготавливаются из смеси стеклянных волокон, тертой латунной и медной проволочек, которые спрессовываются со смесью каучука и смолы
- Этот состав кратковременно может выдержать температуру до 400градусов
- Выжимной подшипник выполняет функцию передаточного устройства между приводом и сцеплением
- Он расположен на оси вращения нашего сцепления и нажимает на лепестки его пружины (диафрагменной)
- Сам подшипник насажен на муфту выключения передач
- Перемещение муфты вместе с подшипником происходит с помощью вилки сцепления
Нужный инструмент
Для выполнения снятия корзины сцепления ваз 21124, ремонта и замены его деталей вам понадобиться:
- Смотровая яма, либо эстакада
- Стандартный набор головок и простых ключей
- Шлицевая (плоская) отвертка
- Центрирующая оправка для ведомого диска
- Стопоры для колес (башмаки)
- Пассатижи либо плоскогубцы
- Чистая ветошь
- Графитная смазка, чтобы смазать первичный вал
- Помощник (он облегчит и ускорит работу)
Снимаем корзину
Корзина сцепления ваз 2112 снимается в таком порядке:
- Закатываем машину на осмотровую яму либо эстакаду (смотря что у вас под рукой)
- Даем остыть выхлопному коллектору, чтобы не обжечься
- Снимаем коробку передач, предварительно не забываем отсоединить провода питания от аккумулятора
- Сначала откручиваем и снимаем защиту
- Затем откручиваем болты и вытаскиваем с коробки стабилизатор и кулису
- Сливаем с коробки масло, открутив сливную пробку и подставив под отверстие пустую чистую емкость (ведь масло нам потом заливать обратно)
- Открутив, снимаем пыльник сцепления
- Выдергиваем приводы из коробки, затыкаем отверстия для приводов деревянными чопами
- Отключаем разъемы датчиков скорости и заднего хода
- Снимаем кронштейн (он при снятии будет мешать)
- Устанавливаем под двигатель упор и снимаем его левую подушку
- Если двигатель имеет заднюю опору, ее тоже снимаем
- Ключиком «19» открутите три гайки, крепящих коробку к двигателю и болт
- Отведите ее от двигателя и снимайте (эту процедуру лучше выполнять с помощником)
- Вот нам открылось сцепление
- Головкой либо накидным ключиком «8» , откручиваем болтики, которыми крепится на ваз 2112 корзина сцепления
Важно: Откручивание корзины выполняйте равномерно, выкручивая каждый болт на один оборот, затем следующий болт. И так по кругу, пока не открутите полностью корзину.
- Придерживайте корзину, пока откручиваете, иначе модно уронить ее и ведомый диск на ногу
- Открутив болты, снимаем диск сцепления с корзиной, фото ниже
Раз уж снята корзина сцепления на ваз 2112, необходимо проверить целостность всех остальных деталей и механизмов сцепления, так как процесс снятия весьма трудоемкий и разбирать все сначала через пару дней явно не весело, но такова будет цена невнимательности и спешки.
Итак:
- Проверяем состояние накладок ведомого диска, сломанные накладки или протертые до заклепок не допускаются, либо переклепывайте либо меняйте вместе с диском (так конечно быстрее)
- Проверяем состояние пружин диска, не должно быть сломанных, либо выпадающих, иначе диск меняем
- Проверяем состояние шлицев ведомого диска, если они выработались в процессе эксплуатации, диск подлежит замене
- Осматриваем поверхность нашего маховика, при наличии глубоких борозд либо задиров может понадобиться его шлифовка в токарном станке
- Осматриваем корзину, продавленные либо поломанные лепестки диафрагменной пружины означают необходимость замены корзины
- Поверхность прижимного диска должна быть гладкой, глубокие борозды от заклепок ведомого диска означают замену корзины, в противном случае получите плохое сцепление, которое может проскальзывать
- Сломанные либо продавленные (выжатые) пружины выжимного диска тоже означают замену корзины
- Берем в руки выжимной с муфтой в сборе, отломанные либо сколотые ушки муфты недопустимы (не будет контакта с вилкой сцепления)
- Покрутите подшипник руками, скрипы, шелест и ощутимый люфт означает, что его нужно менять
- Осмотрите вилку сцепления, прогиба и трещин быть не должно, иначе меняйте вилку
- После полной проверки и выбраковки всех деталей, поврежденные замените на новые
- Затем установите корзину с ведомым диском обратно
- При этом надо обратить внимание, чтобы при установке ведомый диск выступающей частью лежал в сторону корзины (соответственно плоская часть была направлена в сторону маховика)
- Вставляем центрирующую оправку через корзинку в ведомый диск
- Мы это делаем для того, чтобы он встал строго по центру относительно маховика
- В случае если диск хоть немного сместится, вы не сможете вставить на место коробку передач (первичный вал не войдет)
- Закручиваем болты корзины в таком положении
- Как вы помните, по одному обороту каждый болт по кругу
- После того как зажали все болты, вытаскиваем оправку
- На этом наша инструкция по замене корзины закончена
- Теперь можно ставить на место коробку, и прикручивать все снятые детали обратно
Дополнительно посмотрите видео инструкцию по снятию корзины.