На автомобилях марки ВАЗ задние колодки тормозов изнашиваются гораздо медленнее передних. Ресурс их при стандартных условиях работы и качественных накладках составляет до 50тысяч километров, после этого снижается эффективность их торможения, при этом ручной (стояночный) тормоз ослабевает, что сигнализирует о необходимости заменить колодки задние ваз 2112.
Такая задача посильна для каждого и легко решается в домашних (либо гаражных) условиях, выполняется своими руками, не требует дефицитного инструмента и навыков профессионального авторемонтника.
Принцип работы тормозной системы
Принцип работы рассматриваем на примере нашей гидравлической системы с барабанными тормозами:
- Нажимая на педаль тормоза, мы передаем нагрузку к усилителю, этот усилитель создает дополнительное усилие через главный тормозной цилиндр
- При этом поршень главного цилиндра нагнетает (качает) жидкость через трубопроводы (трубки и тормозные шланги) к цилиндрам колес
- От этого возрастает давление тормозной жидкости в приводе тормозов
- От этого поршни цилиндров колес перемещают (прижимают) тормозные колодки к барабанам (либо дискам, если тормоза дисковые)
- Дальнейшее нажимание педали увеличивает давление жидкости и приводит к срабатыванию тормозных механизмов
- Механизмы приводят к замедлению кручения колес и образованию тормозных сил при контакте шин с дорогой
- Чем больше силы мы прикладываем к педали тормоза, тем эффективнее осуществляется торможение
- При торможении давление тормозной жидкости достигает 10-15Мегапаскалей
- При завершении торможения (и отпускании тормозной педали), она возвратной пружиной смещается в начальное положение
- В начальное положение приходит и поршень главного цилиндра тормозов
- Пружинные механизмы (элементы) оттягивают колодки барабанов (дисков)
- При этом тормозная жидкость от колесных цилиндров через шланги и трубопроводы вытесняется в бачок главного тормозного цилиндра
- В тормозной системе падает давление
Инструменты
Замена задних колодок ваз 2112 не обойдется без нужного инструмента:
- Две отвертки, плоская (шлицевая) и крестовая
- Домкрат
- Баллонный ключ
- Плоскогубцы и тонкогубцы (плоскогубцы с тонкими и длинными губками)
- Головка глубокая 7 с удлинителем и воротком либо трещоткой
- Может пригодиться головка 30 с прочным воротком (если вдруг не удастся снять тормозной барабан)
- Металлическая щетка
На это стоит обратить особое внимание
Замена задних колодок на ваз 2112 имеет свои особенности, без знания которых можно добавить себе ненужной работы и лишних проблем:
- Ослабление и затяжка болтов крепления колес производите только тогда, когда автомобиль стоит на земле. Инструкция регламентирует моменты затягивания болтов 65–95Ньютонов на метр (что соответствует 6,5–9,5 килограмсилы на метр)
- Применение для мытья тормозов (барабана, колодок и т.д.) бензина, либо солярки или каких-нибудь минеральных растворителей не допускается, во избежание проблем
- Устанавливая старые колодки обратно, не допускается замена задней и передней колодки между собой, а также их перестановка с правого на левое колесо. Такая перестановка приведет к неравномерности торможения
- Замену комплектов колодок тормозных надо производить сразу с двух сторон машины
- Проверьте уровень жидкости в тормозном бачке, если он достигает отметки «MAX» либо очень близок к ней, необходимо откачайте часть жидкости при помощи шприца. Иначе тормозная жидкость выльется через край, когда вы будете ставить новые колодки
Приступаем к замене
Чтобы заменить на ваз 2112 задние колодки, необходимо установить ваш автомобиль на ровную площадку, подставив под передние колеса «башмаки» либо другие упоры, включить первую передачу.
Затем:
- Отпускаем затяжку болтов крепления задних колес
- С помощью домкрата вывешиваем заднюю часть кузова машины, а вместо домкрата используем специальные подпорки (чурки или козлы, если есть)
- Затем окончательно откручиваем болты, крепящие задние колеса и снимаем колеса
- Перед разборкой заднего механизма тормозов, необходимо промыть его водой со специальным моющим средством, затем тщательно высушить механизм
Внимание: Уважаемые владельцы автомобилей! Для мытья тормозного механизма целиком, либо его элементов по отдельности, запрещается применение нефтепродуктов (бензина и дизельного топлива), а так же любых растворителей, об этом уже упоминалось выше. Иначе вам придется менять не только тормозные колодки
- После мытья выкручиваем штифты из нашего тормозного барабана, они видны на фото
- Используя щетку, очищаем посадочную поверхность барабана, затем вкручиваем специальные болты в сервисные отверстия барабана.
- Болты вкручиваем поочередно по одному обороту, чтобы снять барабан
- Из многолетней практики, знаем, что частенько барабан прикипает накрепко к ступице, из-за особенностей режима работ
- В таком случае, его можно снять, постукивая через деревянный брусочек молотком (при этом удары следует прикладывать поочередно и желательно с противоположных сторон)
- Можно попробовать снять барабан при помощи плоской отвертки (отвертку вставляем между краем барабана и кожухом и выдавливаем его)
- При этом не стоит забывать о том, что барабан выполнен из алюминиевого сплава, при грубом обращении может просто лопнуть, цена небрежного и грубого обращения получится неожиданной
- Сняв барабан, берем линейку лучше штангенциркуль и замеряем толщину накладок на тормозных колодках
- Допустимая толщина накладок 1.5 миллиметра
- Когда толщина немного более, чем предельно допустимая толщина, эксплуатация машины допускается, однако обольщаться этим фактом не стоит
- Всего пара сотен километров движения по нашим русским дорогам и затем на горизонте снова перспектива разборки задних тормозных механизмов
- Поэтому если толщина накладок приближается к предельно допустимой величине, лучше заменить сразу и надолго забыть о проблемах с ними
Примечание: Рекомендуем при замене колодок обратить внимание на состояние тормозных барабанов. Измерьте с помощью штангенциркуля диаметр его рабочей поверхности. Допустимый диаметр для барабана в пределах 201,5 миллиметров.
Если значение диаметра равно или выше предельно допустимого значения, заменяем барабан. Наличие рисок на барабане можно устранить расточкой до диаметра 201миллиметр. Рекомендуем одновременно заменить оба барабана с двух сторон.
Предостережение: Хочу предостеречь вас от нажимания педали тормоза при снятом тормозном барабане. Иначе вы можете повредить элементы рабочего цилиндра тормозов.
- Воспользовавшись специальными щипцами либо отверткой, снимаем с передней тормозной колодки прижимную пружину
- Затем, щипцами (тонкогубцами) отсоединяем нижнюю возвратную пружину
- Теперь, используя отвертку, снимаем с задней тормозной колодки прижимную пружинку
- Откручиваем нижнюю часть тормозной колодки вверх, подаем ее вверх и отсоединяем верхнюю возвратную пружину
- Тонкогубцами, отсоединяем от рабочего рычага трос стояночного (ручного) тормоза
- Затем снимаем обе колодки в сборе с тормозного щита
- Отсоединяем распорную планку от колодок, после этого вынимаем шплинт и достаем осевой палец с шайбой вместе
- Снимаем с тормозной колодки рычаг стояночного (ручного) тормоза
- Устанавливая новые тормозные колодки, необходимо утопить поршни рабочих тормозных цилиндров
- Сейчас пора вспомнить предостережения в начале статьи о том, что жидкость может политься через край. Проверяйте уровень, откачивайте при необходимости
- Не забудьте зацепить конец тросика ручника за рычаг, прикрепленный на колодке!
- Устанавливаем на ваз 2112 колодки задние в строго обратной последовательности
- Учитывая то обстоятельство, что после сборки и постановки машины на колеса следует несколько раз выжать педаль тормоза до упора, чтобы вернуть колодки в рабочее расположение
- Наденьте тормозной барабан, затем установите колесо
- Те же действия проведите на другой стороне, колеса не опускаем на землю
- Затем несколько раз выжимаем педаль тормоза
- Спускаемся под машину и регулируем (натягиваем) тросик ручника
- Подтянув гайку на уравнителе троса, проверяем натяжку
- В салоне поднимаем ручку нашего стояночного тормоза, считаем щелчки, если щелчков больше восьми, тогда подтягиваем гайку чуть-чуть и снова проверяем
- Оптимальным количеством щелчков считается от двух до семи
- Главное проверить, чтобы при поднятом рычаге стояночного тормоза, колеса были зафиксированы (у нас колеса не опущены, поэтому пробуем покрутить их руками)
- В снятом с ручника положении, колеса должны свободно вращаться, без заедания и трения колодок. Иначе, при движении автомобиля барабан может заклинить при нагревании
Все, процесс завершен, все вроде учли, остается посмотреть видео, если что-то до сих пор не понятно.