Любому владельцу автомобиля или просто водителю не раз приходилось сталкиваться с такой проблемой, когда в самый неожиданный момент транспортное средство отказывается заводиться напрочь. Можно выявить причину методом исключения.
Если аккумулятор полностью заряжен и в электрической сети не обнаружено проблем, тогда причину стоит искать в стартере и его устройствах (пусковое и тяговое реле). На ваз 2109 втягивающее реле стартера служит для включения обмоток и передачи вращающего момента от ротора стартера к маховику двигателя.
После пуска мотора втягивающее реле разъединяет привод и отключает питание. Получается, стартер работает только в момент пуска, а далее он отключается и электрически и механически.
Замена втягивающее реле стартера ваз 2109 может решить эту проблему, так как неприятности с ним довольно распространенная неисправность. Однако не стоит торопиться, всегда важно проверить и выявить причину неполадки.
Назначение втягивающего реле
Во всех машинах Волжского авто мобильного завода применяется классическая система запуска двигателя, устроенная на базе электрического стартера, имеющего следующее устройство:
- Стартер является компактным электродвигателем, который при помощи муфты (она же «бендикс») подсоединяется к маховику двигателя на короткое время, приводя маховик во вращение
- Все это выглядит так просто, лишь с первого взгляда, на деле, обеспечение нормальной работы стартера — очень непростая задача, и тому имеются две причины
- Первая — стартер хотя и имеет скромные габариты, но в процессе работы через него пропускается ток в десятки, и даже в сотни ампер, а это создает некоторые проблемы с безопасным подключением его в цепь питания машины
- Если замыкать цепь стартера в замке зажигания непосредственно, тогда никакой замок, а так же другие компоненты, которые включены в эту цепь, просто сгорят, не выдержав токов возникающих при запуске стартера(см.Ремонт стартера Ваз 2109 своими руками – возможность неплохо сэкономить)
- Именно поэтому подключать этот агрегат к аккумуляторной батарее необходимо дистанционно, при помощи реле, имеющего контакты, рассчитанные на большие токи
- Вторая – агрегат должен работать кратковременно, и отключаться, когда мотор запустился, иначе он будет разрушен, так как не выдержит всей мощности двигателя
- С обеими задачами великолепно справляется на ваз 2109 втягивающее стартера, которое для этого и предназначено
Проверяем втягивающее реле
Сначала давайте разберемся, какие в нем бывают неисправности:
- Первая ситуация, когда втягивающее реле издает щелчки, но якорь стартера при этом не крутится
- Вторая ситуация, когда ни реле, ни сам стартер не подают признаков «жизни»
- Начнем с первого варианта. Если реле издает щелчки, тогда следует проверить, исправность работы якоря стартера
- Для проверки следует перемкнуть крупной отверткой клеммы втягивающего реле
- Можно использовать вместо отвертки небольшой кусок сварочного кабеля с толстыми клеммами на концах
- Это надо для того что, работая с большим током, можно запросто спалить клеммы или тонкую отвертку
- При замыкании этих клемм, якорь стартера обязан закрутиться (Вы это услышите)
- Это свидетельствует о том, что не исправно реле, потому что не пропускает электричество
- Когда после замыкания клемм стартер все равно молчит, значит, реле не при чем, а неисправен сам стартер
- Теперь, когда стало ясно, что причина неисправности кроется в реле, нужна замена втягивающего реле на стартере ваз 2109, либо его ремонт по возможности
Ремонт стартера
Инструменты для замены
Инструмент, который вам необходим для выполнения ремонта либо замены:
- Головка на «13» с трещоткой (либо воротком)
- Плоская (шлицевая) отвертка
- Паяльник
- Набор ключей
Снимаем стартер
Начинаем снимать с ваз 2109 стартер, втягивающее реле прикручено к нему, поэтому они снимаются в сборе.
Последовательность действий такова:
- Перед каждой работой связанной со снятием либо установкой агрегатов двигателя, следует непременно зафиксировать автомобиль ручником (стояночным тормозом) и отключить аккумулятор от цепи питания (снять клеммы)
- Эти меры предосторожности надо предпринять и при снятии стартера
- От аккумулятора на контакт втягивающего реле приходит провод крупного сечения
- Отсоединяем этот провод, ключом на «13» открутив гайку
- Вытаскиваем из втягивающего реле более тонкий проводок питания обмотки
- Тем же ключом на «13», откручиваем гайки (их всего три), которыми стартер прикреплен к блоку сцепления
- На автомобиле ваз 2109, эти действия выполнить гораздо проще, в отличие от классических моделей, все гайки здесь располагаются в удобных (легко доступных) местах
- Для выкручивания их не потребуется торцевой ключ с карданом
- Вынуть стартер удобно через верх, для этого придется слегка покрутить его вокруг своей оси, либо через низ, тоже без проблем
- Чтобы достать его через низ, вам придется снимать защиту картера двигателя
Снятие и ремонт реле
Снимается реле проще простого:
- Открутите два болта, крепящих его к стартеру и отсоедините серьгу сердечника от верхнего конца приводного рычага
- Подсоедините новое, и замена втягивающего на стартере ваз 2109 завершена
Однако его можно отремонтировать, если вас не устраивает цена нового или любите экономить:
- Первой и самой распространенной проблемой является потеря контакта в местах пайки проводов к клемме
- Возможно, выполнена некачественная пайка и от окисления со временем контакт нарушился
- Прежде чем разбирать реле, обязательно пропаяйте контактные клеммы с помощью паяльника, неисправность исчезает после этого в большинстве случаев
Если неисправность осталась, тогда переходим к разборке:
- После контактов следующие распространенные неисправности это обрыв провода и нагар на контактах
- Чтобы устранить неисправности такого рода, понадобится разборка втягивающего реле
- Оно состоит из корпуса (цифра 11 на фото вверху), внутри которого находится обмотка (2,3), сердечника (6) с возвратной пружиной (7,12), а также контактов (10)
- Пружина служит для отсоединения шестерни ротора стартера от венца маховика, когда отключается питание обмотки втягивающего реле
- Задняя крышка втягивающего стартера ваз 2109 прикручена винтами к корпусу
- Поэтому сначала необходимо снять крышку
- Откручиваем для этого винты ее крепления
- После этого откручиваем две гайки с обоих контактных болтов
- Под гайками находятся шайбы, которые важно не потерять, и при сборке обязательно установить на место
- При помощи паяльника отпаиваем оба вывода обмотки
- И снимаем крышку
- При обнаружении нагара на контактах, их необходимо почистить надфилем
- Под крышкой находится уплотнительное кольцо из резины
- Это кольцо надо будет заменить в случае потери эластичности или повреждения
- Затем снимаем контактную пластину в сборе со штоком.
- Воспользуемся плоской (шлицевой) отверткой, чтобы снять возвратную пружину со штока
- В случае деформации пружины либо сильного растяжения ее необходимо заменить, потому что вытянутая пружина уже не обеспечивает необходимый контакт и вследствие этого плохая работа втягивающего
- Разбираем контактную пластинку
- Для этого снимаем стопорное кольцо, изолирующая шайба и контактная пластина выпадут сами, под действием пружинки
- Необходимо достать из крышки контактные болты
- Затем тщательно очистить их контактные поверхности, потому что из-за их подгорания нарушается правильная работа втягивающего
- Когда контакты подгорели сильно и устранить нагар не получается наждачной бумагой, тогда их надо повернуть на 180 градусов, чтобы их соприкосновение происходило другой (не пригоревшей) стороной
Важно : Обмотки реле устанавливаются в неразборный корпус, поэтому заменяем втягивающее реле стартера целиком при их повреждении
- На этом инструкция по разборке втягивающего реле ваз 2109 завершена
- Осталось произвести замену элементов вышедших из строя, и собрать все детали обратно
Реле в неразборном корпусе
Если втягивающее имеет неразборный корпус, лучше сразу заменить его целиком.
Однако можно своими руками отремонтировать и такое:
- Развальцовываем корпус аккуратно при помощи плоскогубец либо большой отвертки
- После развальцовки, отпаиваем контакты и вынимаем крышку
- Далее все по порядку, как в вышеописанном случае
- При сборке останется аккуратно заклепать корпус
После сборки остается проверить сопротивление обмоток, при исправных обмотках:
- Сопротивление между нижним болтом реле и лепестковым контактом при исправной обмотке в пределах около 0,5Ом
- А между корпусом и лепестковым контактом примерно 0,7 Ом
На этом ремонт и замена втягивающего стартера ваз 2109 закончена. Замену, на мой взгляд, выполнить проще и быстрее, да и надежнее, если вы любите все ремонтировать до последнего, тогда посмотрите видео по ремонту.