Хотя на сегодняшний день инжекторные системы практически полностью вытеснили топливные системы карбюраторного типа (что в свете современных жестких экологических стандартов можно считать вполне естественным явлением), большая часть отечественных автомобилистов продолжает эксплуатировать автомобили оснащенные карбюратором и уже многие из них задумываются о переделке ваз 2110 из карбюратора в инжектор.
Возникает естественный вопрос — а о чем тут думать? Производители уже давно отказались от карбюраторных топливных систем и инжектор давно уже доказал свое преимущество, о каком выборе здесь может идти речь?
Оказывается, каждая из топливных систем имеет как преимущества, так и недостатки.
Отличия топливных систем
Замена карбюратора на инжектор на ваз 2110 требует определенных знаний об особенностях и отличиях данных систем питания. Хотя перед ними стоит одна и та же задача – подача топлива в камеру сгорания двигателя, выполняют ее они по-разному (смотрите фото):
В топливной системе карбюраторного типа воздушно-топливная смесь затягивается в камеру сгорания за счет перепада давления между впускным коллектором и атмосферой, что ни как не способствует повышению мощности двигателя. В двигателе же внутреннего сгорания оснащенного инжекторной топливной системой топливо впрыскивается непосредственно в нужное место, нужное время, в необходимом количестве и контролируется электроникой.
Считаю необходимым отметить, что первые системы впрыска были разработаны уже в 1894 году, то есть еще до появления карбюраторов. Однако из-за сложностей в процессе изготовления остались на тот момент невостребованными и только в 40-х годах прошлого века нашли свое предназначение, сначала в авиации и затем уже и в автомобилестроении.
Преимущества и недостатки
Инжекторная система
Итак:
- В сравнении с карбюратором(см.Ремонт карбюратора ВАЗ в домашних условиях) инжектор на порядок экологичнее, выброс в атмосферу вредных веществ снижен более чем на половину (50-75%). Карбюраторные же системы по своим выбросам не соответствуют требованиям экологических стандартов даже ЕВРО-3.
Согласитесь, причина отказа об их использовании более чем весомая; - Опять же в сравнении: точная дозировка топлива позволяет существенно снизить его расход по сравнению с карбюраторами до 40%;
- Инжекторная система значительно лучше реагирует на изменения нагрузок, а это положительно влияет на динамику;
- За счет оптимального угла зажигания и геометрии впускного коллектора, улучшенного наполнения камеры сгорания цилиндров топливно-воздушной смесью мощность двигателя увеличивается до 10%;
- Легкость запуска;
- Надежность всей системы впрыска в целом.
К сожалению, помимо преимуществ система впрыска так же имеет и свои недостатки:
- Наличие сложной электроники в электронном блоке управления для обслуживания и диагностики требует специального оборудования и обученного персонала, а малая ремонтопригодность самих узлов и их цена делают процедуру ремонта довольно таки затратной операцией;
- Низкосортный бензин, имеющий в своем составе большое количество смол и механических примесей, очень сильно засоряет инжектора, что влечет за собой выход из строя всей системы впрыска.
- В отличие от вышеописанной карбюраторная система не так сильно зависима от качества бензина;
- Карбюратор можно отремонтировать своими руками без какого-либо специального оборудования (как говорится сидя в лесу, на коленке) цена запчастей так же приятно удивляет.
Топливная система карбюраторного типа
На этом преимущества данной системы заканчиваются и начинаются ее недостатки, которые, в свою очередь, являются зеркальным отражением инжекторных преимуществ:
- Надежность всей системы в целом относительно низкая;
- Низкая экологичность в купе с высоким расходом топлива;
- Чувствительность к температурам окружающего воздуха (летом грозит перегрев, зимой же замерзание).
Итак, на этом знакомство с топливными системами считаю законченными. Надеюсь, вы уже определились в том что хотите устанавливать на ваш ваз 2110: инжектор или карбюратор, если это так — переходим к следующей части нашей программы…
Установка инжектора вместо карбюратора
Мы уже упоминали о том, что замена карбюратора на инжектор в ваз 2110 требует большого желания, знаний ну и конечно же рук растущих из нужного места (желательно из плеч). Поэтому данная инструкция будет содержать в себе только ключевые моменты ремонта, ну а все нюансы, при желании, вы сможете просмотреть на видео.
Подготовка
В качестве электронного блока управления предлагаю использовать контроллер от фирмы BOSH модели М 1.5.4. Данный контроллер не требует установки нейтрализатора и лямбда-зонда, что существенно облегчает установку, уменьшает затраты и экономит время ремонта.
Совет! Так как для при переделке ваз 2110 карбюратор на инжектор понадобятся запасные части которые на серийных автомобилях практически не выходят из строя (коллектор впуска, ресивер, топливная магистраль, бензобак, корпус воздушного фильтра и так далее) предлагаю поискать их на разборках, рынках и в автомастерских — вероятность приобретения дефектных узлов мала, а вот сэкономить значительные денежные средства вам это точно поможет.
Замена
Топливный бак
Итак:
- В новый и промытый топливный бак просушиваем и устанавливаем в него бензонасос ваз (метка должна смотреть в сторону багажника);
- Проверяем работу датчика уровня топлива в топливном баке – перемещение поплавка должно быть легким, без заеданий, сам же топливный бак желательно покрыть мастикой или другим антикоррозийным покрытием;
- Прокладываем топливную магистраль;
Внимание!
При прокладке обратного топливопровода возможны некоторые затруднения при проталкивании его под рулевой рейкой. В этом случае попросите товарища монтировкой (или похожим инструментом) отжать рулевой механизм, предварительно открутив его крепления с одной из сторон.
- Устанавливаем фильтр и топливные шланги.
Датчик детонации и кронштейн модуля зажигания
Прежде чем сверлить отверстия в блоке цилиндров двигателя проверьте — может быть они уже просверлены на заводе. Если же их нет, то будьте предельно осторожны, не просверлите блок цилиндров насквозь.
Ну а прежде:
- Сливаем охлаждающую жидкость;
- Демонтируем радиатор;
- Снимаем бампер и декоративную решетку радиатора.
Под детонационный датчик глубина отверстия — 16 миллиметров, отверстие для крепежного болта кронштейна модуля зажигания (его верхней точки) не более 20 миллиметров.
Система охлаждения
Итак:
- На место старого устанавливаем патрубок отвода жидкости с температурным датчиком (с датчиком на радиаторе действуйте на свое усмотрение);
- Так же желательно поменять родной термостат на более надежный – 21082, который, кроме того, объединяет в себе две вещи – непосредственно сам термостат и патрубок;
- Придется так же приобрести «тройник» от системы охлаждения «десятки», он необходим для подключения бачка-расширителя.
Моторный отсек
Так как электрооборудование впрыска в отличие от обычной системы зажигания потребляет электроэнергии намного больше, то нам требуется подготовить крепление под новый генератор и клиновидный приводной ремень.
Совет! На генераторе лучше не экономить и ставить более мощный. Всякие хитрости типа замены шкива вопрос не решат, а вот испортить старый генератор помогут определенно.
- Сливаем масло;
- Демонтируем поддон, ремень газораспределительного механизма и зубчатый шкив.
Совет! Если на ваз 2110 переделка с карбюратора на инжектор происходят на новом автомобиле то родные прокладки поддона и маслонасоса лучше использовать повторно, так как найти новые качественные несколько проблематично.
Далее демонтируем всю карбюраторную «требуху» и все что с ней связанно, а именно:
- Воздушный фильтр (в сборе);
- Карбюратор с впускным коллектором;
- Трос воздушной заслонки;
- Трос акселератора так же подлежит замене (на инжекторе он немного длиннее);
- Трамблер (вместо него устанавливаем заглушку с уплотнительным кольцом/герметиком);
- Бензонасос со всеми топливопроводами и фильтром.
Так же вынимаем всю подкапотную электропроводку системы зажигания, блок управляющий ЭПХХ, коммутатор с катушкой зажигания.
Электрооборудование
Разобрав приборную панель добавляем жгут из двух проводов для:
- Входа тахометра – с отключаемой клеммы замка зажигания №15 (12 вольт);
- Лампочки сигнализатора «CHEK».
Если же в ваших планах заложена установка маршрутного компьютера, то необходимо вывести еще пару проводов для сигнала расхода топлива и спидометра.
Итак:
- Модуль зажигания можно расположить по вашему усмотрению, я предлагаю установить его или на месте бывшего бензонасоса или на крышке клапанов;
- У регулятора давления топлива (РДТ) возможно придется подрезать одно из креплений;
- Блоки реле, предохранителей и управления можно установить вблизи бардачка или же непосредственно внутри его.
Для более понятной картины подсоединения электропроводки предлагаю воспользоваться схемой:
На у если вкратце, то вся работа по прокладке электропроводки выглядит следующим образом:
- В салон автомобиля прокладываем жгут из моторного отсека предварительно оборудовав его «концы» восьми контактной «мамой» и четырех контактным «папой». Крепим его стандартным крепежом и подсоединяем со свежеизготовленным жгутом;
- Оба провода впрыска (синий/черная полоса + синий) подсоединяются к монтажному блоку;
- Вместо реле включения вентилятора устанавливаем перемычку или же вообще замыкаем между собой провода изначально предназначенные для датчика включающего вентилятор;
- Для указателя уровня топлива добавляем два провода соединяющих панель приборов и жгут бензонасоса.
Далее, устанавливаем впускной коллектор, топливную рейку в сборе с форсунками, ресивер и дроссельный патрубок.
Совет! Перед установкой форсунок в гнезда желательно проверить их на пропуск создав для этого в рампе необходимое давление – подтеканий быть не должно.
Заканчиваем процесс сборки установкой воздушного фильтра, патрубков и шлангов.
Ну и в конце этой увлекательной статьи предлагаю вам подробный список необходимых деталей:
Удачи!