В данной статье я бы хотел уделить время такому немаловажному оборудованию автомобиля как отопитель салона.
В силу того что климат нашей страны на большей части ее территории довольно таки прохладен, то можно считать что система отопления и вентиляции салона стоит в одном ряду с основным автомобильным оборудовании (силовой агрегат, трансмиссия, шасси). Согласитесь, ну куда вы поедите, если у вас окоченели руки и ноги, а так же затянуло лобовое стекло?
В следствие выше сказанного в данной статье рассматривается именно замена радиатора отопителя на ваз 2112, так как для подержанных автомобилей этот вопрос очень актуален.
Выявление неисправностей
Особенности
На ваз 2112 замена радиатора отопителя имеет свою небольшую особенность: система отопления и вентиляции салона «десятого» семейства по принципу работы принципиально отличается от аналогичных систем предыдущих поколений (семейств «девятки» и «классики»).
Данные отличия заключаются в следующем:
- Радиатор печки всегда включен в цикл системы охлаждения двигателя, то есть находиться в горячем состоянии;
- Электронное управление заслонками отопителя. Для чего на консоли смонтирован контроллер, который имеет рукоятки, с помощью которых устанавливается необходимая температура в салоне автомобиля, режимы работы вентилятора и нужное направление обдува.
Диагностика
На этом знакомство с системой отопления ваз 2112 считаю законченным, и далее вашему вниманию предлагается инструкция, с помощью которой вы своими руками сможете выявить и исправить некоторые неполадки в работе данной системы.
Итак, замена отопителя на ваз 2112 начинается с поиска причины неудовлетворительной работы системы отопления. Для начала проверяем.
Датчик отвечающий за температуру в салоне
Датчик работает нормально когда заслонка открывается/закрывается при положении рукоятки контролёра в крайних положениях (красные и синие точки шкалы температуры соответственно). Заслонку можно наблюдать при снятых передних дефлекторах.
Помимо этого так же проверяется электрическое сопротивление самого датчика: при 22 градусах оно должно составлять 22 Ом, при 16 – 25 Ом. Конечно же, перед проверкой датчик необходимо демонтировать (смотрите фото).
Контроллер
Данный прибор уже проверяется на наличие напряжения на концах переключателя температурного режима. Для этого демонтируем из гнезда корпус контроллера и, поворачивая ручку переключателя, снимаем показания с соответствующих проводов, которые, как правило, окрашены в коричневый и розовый цвет.
При переключении рукоятки напряжение должно появиться и по истечении 10-15 секунд упасть. Если этого не происходит, скорее всего, контроллер неисправен и подлежит замене.
Микроредуктор
В этом случае проверка несколько осложняется, так как придется уже работать непосредственно в моторном отсеке, а там:
- Откручиваем шумоизоляцию;
- Гайки и шурупы крепления жабо (полностью снять даже не пытайтесь, да и не нужно);
- Демонтируем электроприводы дворников;
- Отодвигаем жабо и обнаруживаем два разъема, один из которых соединяет вышеописанные провода розового и коричневого цвета обеспечивающие питанием привод моторедуктора.
Вначале убеждаемся в целостности проводки, для чего разъединяем разъем и вольтметром фиксируем приходящее на него напряжение. Затем подаем на контакты контроллера напряжение бортовой сети (от аккумуляторной батареи) и наблюдаем его работу: если не крутится – на замену, хотя возможно наличие простого окисление на контактах разъема.
Вентилятор отопителя
Конечно же, если он работает на всех четырех положениях, то претензий к нему быть не может. Ну а если не включается режим работы «малых оборотов», то возможно вышло из строя дополнительное сопротивление, которое располагается на корпусе самого электродвигателя, добраться до которого возможно только со стороны моторного отсека.
Замена вентилятора отопителя на ваз 2112 происходит только тогда, когда вы убедились в том, что сам переключатель и находящиеся в монтажном блоке 20-ти амперный предохранитель (F7) и реле (К6) исправны, а у электродвигателя вентилятора не зависли токосъемные щетки коллектора.
Ну а если вентилятор отопителя салона работает только в одном режиме, то неисправность следует искать в следующем порядке:
- Проверка проводки контроллера на наличие обгоревших контактов (проводится с помощью «прозвонки»);
- Проверка надежности соединения контактов проводки блока реле (справа под капотом);
- Проверка дополнительного резистора регулирующего обороты и включающий вентилятор при положении регулятора в позицию «А» и «1» (находится на корпусе самого отопителя).
Совет! Так же причиной появления из заслонок системы отопления непрогретого воздуха может служить недостаточный уровень охлаждающей жидкости. В этом случае в корпусе радиатора отопителя появляется воздушная пробка мешающая нормальному прогреву корпуса радиатора.
При доливке жидкости до положенного уровня воздух из радиатора печки самоустраняется.
Замена радиатора печки
Основной же причиной по которой происходит замена радиатора отопителя на ваз 2112 является протекание через его корпус охлаждающей жидкости и зашлаковывание которое происходит при использовании некачественного тосола и простой, не дистиллированной воды.
Совет! При утечке тосола в начале работ следует проверить крепления шлангов. Ну а так как эту проверку можно провести только после демонтажа защиты и шумоизоляции сразу приготовьте новый радиатор отопителя.
Данная инструкция по замене радиатора печки содержит лишь краткое описание основных этапов работ, которые происходят исключительно в подкапотном пространстве, при необходимости можете просмотреть видео.
Необходимо заметить, радиаторы отопителей ваз 2112 различаются по годам выпуска – до и после сентября 2003 года. Хотя процедура по их замене, так же как и их цена не сильно различаются, все-таки некоторые поправки далее будут представлены.
Кроме того что нам понадобятся несколько новых хомутов (не менее четырех штук), стандартного набора инструментов (а лучше еще и головок), необходимо приготовить укороченную крестовую отвертку и пинцет (очень сильно выручает при демонтаже «скрытых» защелок).
Первый шаг по замене это слив охлаждающей жидкости, который можно произвести двумя способами:
- Способ первый. Опорожнить всю систему, предварительно сняв крышку с расширительного бачка (дабы не создавать в системе охлаждения разряжение), через сливную пробку, находящуюся за модулем зажигания.
В этом случае сольется примерно четыре литра охлаждающей жидкости, которую, как правило, затем меняют на новую.
- Второй способ. Сливаем часть жидкости (примерно около одного литра) отсоединив шланг от печки.
Затем, чтобы не мешался, ослабляем три хомута и снимаем патрубок воздуховода.
Далее замена радиатора печки старого и нового образца несколько различаются.
Замена радиатора старого образца
Итак:
- Убираем резиновый уплотнитель;
- Открутив все болты, и убрав в сторону шумоизоляцию, добираемся до вентилятора салона, от которого отсоединяем разъем провода питания;
- Далее демонтируем верхнюю обшивку;
- Сняв клипсы, убираем переднюю крышку и откручиваем переднюю крышку фильтра салона;
- Откручиваем и демонтируем сам радиатор отопителя.
Все собирается в обратном порядке, главное только не забудьте что откуда, и установите новый салонный фильтр.
Внимание! При монтаже пластикового корпуса вентилятора отопителя проследите чтобы педаль привода попала точно в паз, иначе заслонка не сможет перемещаться.
Замена радиатора нового образца
На ваз 2112 замена радиатора отопителя нового образца так же начинается с демонтажа шумоизоляции моторного отсека, снятия верхней декоративной накладки, шлангов омывателя переднего и бачок с омывающей жидкостью заднего стекла (при наличии).
Места крепления корпуса отопителя:
- Нижний торец лобового стекла – один винт;
- Над выпускным коллектором две гайки;
- Левый угол (вблизи воздушного фильтра) – одна гайка.
Внимание! Не забываем отсоединить пластмассовую крышку воздушного фильтра от корпуса отопителя которая закреплена на нем четырьмя саморезами.
Корпус отопителя состоит из двух частей соединяющиеся тремя саморезами – два с лицевой стороны, а к третьему возможно подлезть через Г-образный шланг воздуховода.
При демонтаже корпуса необходимо правую часть отодвинуть как можно правее, а левую следующим образом:
- Проворачиваем левую часть немного от себя;
- Выводим из посадочного места сначала правую половину;
- Затем аккуратно всю оставшуюся часть (смотрите фото).
В свою очередь нужная нам правая часть отопителя так же состоит из двух частей соединенных железными скобами, которые снимаем и, разъединив, добираемся до заслонки.
Внимание! Не повредите уплотнитель.
Совет! Заслонка, выполненная из алюминия предпочтительнее пластмассовой, так как не подвержена температурным деформированиям.
При обратной установке необходимо убедиться в том что заслонка перемещается без особых усилий, в противном случае следует подточить и подогнать ее по месту.
Совет! После того как заслонка установлена на место установите ее в «холодное» положение (радиатор закрыт). Переводим рукоятку задатчика температуры в положение минимум и включив зажигание ждем пока редуктор не переместится в нужное положение, это значительно облегчит обратную сборку данного соединения.
Замена радиатора нового образца без демонтажа корпуса
Не могу не рассказать еще об одном способе замены радиатора на ваз 2112 нового образца. Но, как говорится, он для опытных пользователей)))
Итак, предварительные «ласки» заключаются в демонтаже дворников, жабо (можно просто его поднять верх), расширительного бачка и короткой части шумоизоляции моторного отсека.
Кстати, охлаждающую жидкость я сливал следующим образом:
- Снял шланг подогрева дроссельного узла и воткнул его в пустую двух литровую бутылку;
- Дунул воздухом через пароотводящий шланг, предварительно зажав отверстие в дроссельном узле и дырку на бачке расширителя (наша задача создать давление которое выдавит охлаждающую жидкость через шланг обогрева дроссельного узла);
- При наполнении бутылки слил еще одну (на всякий случай).
Внимание! Так как современные охлаждающие жидкости являются ядовитыми жидкостями, соблюдайте особую осторожность.
Затем, с помощью ключа на семнадцать откручиваю от «вакуумника» главный тормозной цилиндр и отвожу его в сторону.
В салоне головкой на тринадцать откручиваем крепящие педальный узел четыре гайки, отсоединяем провода питания датчика включения тормозных фонарей и через моторный отсек вынимаем педальный узел вместе с вакуумным цилиндром.
Вышеописанные операции помогают нам добраться до самого радиатора, который крепится всего тремя саморезами. Отсоединяем от него подводящие шланги, откручиваем крепящие саморезы и аккуратно вытаскиваем радиатор вправо.
Теперь нам остается только поменять радиатор на новый, ну а дальнейшая сборка как всегда производится в обратной последовательности. Надеюсь, данная инструкция поможет вам без особых трудностей провести ремонт своими руками и значительно сократит время простоя автомобиля.
Уговор – во время ремонта автомобиля вспоминаем об авторе статьи или хорошо или вообще никак)))