Замена насоса охлаждающей жидкости ваз 2109 должна происходить только после того, как будет рассмотрен принцип работы данной системы. В противном случае можно навредить какой-нибудь его детали, которая выполняет важную роль в процессе его работы.
Сам насос также очень важен в процессе циркуляции охлаждающей жидкости. Без него «накроется» вся система охлаждения.
Замена насоса охлаждающей жидкости на ваз 2109 – это процесс, который можно легко выполнить и своими силами.
Принцип работы насоса
На «девятке» помпа находится сбоку от мотора. Она необходима для прокачки тосола и воды через его рубашку.
Она работает не за счет электрического привода, а напротив, в работу ее приводит коленвал мотора. В помпе ваз находятся вал и крыльчатка.
Работа насоса:
- Через шланги на вход помпы подается вода, идущая из радиатора.
- В это время крыльчатка вращается, что обусловлено работой шкива и ремня.
- В процессе ее вращения появляется давление. Именно это давление способствует поступлению воды к рубашке двигателя.
- Точно также вода поступает и к остальным узлам.
Зачем нужен дополнительный насос
Недостатком данной системы является то, что помпа работает до тех пор, пока двигатель остается включенным,но если после его выключения мотор останется перегретым, то это может привести к его поломке. Следовательно, машину нельзя будет завести.
Именно для того, чтобы решить данную проблему, и необходим дополнительный насос. Он обладает электрическим приводом.
Преимущества такого насоса очевидны:
- Он не работает, пока двигатель включен.
- Тосол циркулирует в системе даже после того, как мотор был заглушен.
Примечание: это приводит к тому, что перегревание двигателя удается устранить. Однако нужно следить за тем, чтобы в системе всегда было достаточное количество антифриза.
- Он работает до тех пор, пока температура не понизится до оптимального значения.
- Его работа способствует включению вентилятора (если это нужно), который работает за счет электрического привода.
Примечание: это явление чаще всего наблюдается именно летом, когда автомобиль перегревается с максимальной силой.
Признаки неправильной работы помпы
Можно выделить такие признаки неисправности помпы:
- Наблюдается повышенный шум во время циркуляции охлаждающей жидкости.
- Повышение температуры в системе.
- Тосол вытекает.
Примечание: причин утечки антифриза есть очень много, поэтому это не всегда говорит о плохом состоянии помпы. Возможно, повреждена какая-нибудь другая деталь системы.
- Заклинивание помпы. При этом также издается скрежет, шуршание, шум.
Если помпа сломана, то отремонтировать ее уже нельзя. Единственное, что остается – это заменить насос.
Замена насоса
Для того, чтобы заменить старый насос охлаждающей жидкости на новую помпу, следует:
- Слить антифриз в какую-нибудь емкость.
Примечание: с этой целью можно использовать любой удобный глубокий сосуд.
- Снять ремень генератора, после чего открутить и планку, выполняющую регулировочную функцию. Следует проверить ремень на наличие трещин и микротрещин.
Если они есть то, скорее всего, ремень порвется, поэтому его нужно заменить.
Примечание: ремень не обязательно менять. Его можно смазать спиртом и оставить так на несколько часов.
Он слегка размягчится, и его можно будет снова использовать.
- Открутить три болта крепления насоса. Чтобы эту работу произвести без труда, левой рукой желательно удерживать шкив насоса (если есть помощник, то это только плюс).
- Открутить еще 4 гайки, при помощи которых насос крепится к мотору.
- Снять насос со шпилек. Иногда сделать это не так-то просто (особенно если его никогда до этого не вытаскивали). Чтобы облегчить работу, можно постучать по насосу со всех сторон небольшим резиновым молоточком.
После этого его можно будет легко вынуть. - Установить новый насос следует в обратном направлении.
Примечание: желательно между насосом и двигателем установить прокладку, которая обеспечит его работу еще на долгое время.
Ремонт помпы
Если антифриз постоянно вытекает, значит система плохо функционирует. Мало кому хочется каждый день заливать в машину по 300 мл жидкости (просто за ночь она полностью вытекает).
Так никаких денег не хватит. Возможно, проблема с помпой.
Чтобы проверить, на самом ли деле проблема с водяным насосом, следует снять крышку, но пробраться к ней очень даже не просто. Если дренажное отверстие влажное, значит помпа не в порядке.
Обычно проблемы наблюдаются именно с крышкой помпы. Поэтому, заменив только ее, можно будет оставить водяной насос нетронутым. Основной причиной ее замены считается люфт (то есть, она начинает шататься).
Примечание: лучше проверить, работает ли помпа, так как иногда она также ломается.
Для работы потребуются:
- Ключ на 13
- Ключ на 17
- Отвертка
Для того, чтобы поменять крышку насоса, нужно:
- Слить антифриз.
- Снять ремень генератора.
- Отсоединить аккумулятор, чтобы было легче добраться до винтов.
- Снять шкив привода ремня генератора. Для этого нужно открутить гайку.
Но эта процедура является весьма проблематичной. Чтобы легче справиться, можно взять отвертку, вставить ее в центр шкива.
Создастся небольшой упор, который позволит ослабить гайки. Не нужно снимать гайки полностью, так как, сняв две гайки, третью гайку будет снять нелегко (не будет за что зацепиться). - После того, как болты послаблены, они легко выкручиваются даже руками.
Примечание: нужно ставить болты в определенное место, чтобы не потерять их.
- Снять шток привода.
- Открутить гайку крепления генератора, используя ключ на 17.
- Открутить гайки крепления крышки помпы 13 ключом.
- Поменять крышку.
- Закрутить все открученные болты и гайки. Вернуть на место все снятые детали.
Замену насоса антифриза можно произвести своими руками, так как она не предполагает выполнение каких-то слишком сложных действий. Цена на новый насос не является слишком высокой.
Найти его можно в любом магазине автозапчастей. Прежде чем начинать его замену, следует просмотреть фото и видео, чтобы знать, что предстоит сделать.
Инструкция по описанию работы также не помешает.