Важной частью для управления движением автомобиля служит рулевой механизм. Его основной узел — рулевая рейка, передает усилие, которое водитель прикладывает на руль, через наконечники и тяги на рычаги поворота, соединенные через цапфы с управляемыми колесами.
От исправного состояния всех его элементов зависит, насколько безопасным будет движение автомобиля по дорогам. Поэтому очень важно своевременно выполнять ремонт рулевой рейки ВАЗ.
Данная статья предлагает ознакомиться с причинами неисправностей и способами их устранения своими руками.
Какие возможны поломки в рулевом управлении ВАЗ 2112
Основные элементы рулевой рейки:
- 20 – рейка.
- 21 – втулка опорная для рейки.
- 22 – кольцо демпфирующее.
- 23 – резинометаллический шарнир.
- 10, 11, 14 – элементы для соединения рейки и рулевых тяг.
- 12 – скобы удерживающие рулевой механизм на щитке впереди кузова.
- 13 – опоры резиновые для рулевого механизма.
- 15 – чехол для защиты узла.
С рулевой рейкой входит в зацепление приводная шестерня, установлена в картере на подшипниках. Упор, изготовленный из металлокерамики, уплотненный в картере специальным резиновым кольцом, поджимает пружиной рейку к шестерне.
Раскручивание гайки предотвращает стопорное кольцо. Облегчают сборку узла метки, расположенные на пыльнике и картере механизма руля.
Причина поломок | Способ устранения |
На рулевом колесе увеличился свободный ход | |
Ослабились гайки, фиксирующие шаровые пальцы тяг | Проверяется наличие шплинта, затягиваются и шплинтуются гайки |
Увеличился в шаровых шарнирах тяг зазор | Меняются наконечники тяг |
Износились резинометаллические шарниры тяг | Ставятся новые тяги или резинометаллические шарниры |
Между гайкой и упором рейки стал большой зазор | Меняются изношенные детали регулируется рулевой механизм |
Шум или стук в управлении рулем | |
Ослабились гайки шаровых шарниров тяг | Поверяются и затягиваются гайки |
Между гайкой и упором рейки стал большой зазор | Меняются изношенные детали, регулируется рулевой механизм |
Ослабилось крепление рулевого механизма | Подтягиваются гайки для фиксации рулевого механизма |
Ослабился болт фиксации на валу шестерни нижнего фланца эластичной муфты | Затягивается болт, удерживающий нижний фланец муфты |
Туго вращается рулевое колесо | |
Поврежден подшипник верхней опоры стойки подвески | Меняются опора в сборе или подшипник |
Неисправна опорная втулка или упор рейки | Ставятся новые детали, закладывается смазка |
Понизилось давление в шинах на передних колесах | Устанавливается нормальное давление |
Неисправности в деталях шаровых шарниров тяг | Меняются поврежденные детали |
Повреждение элементов телескопической стойки подвески | Ремонтируется или ставится новая стойка подвески |
Повреждены подшипники на верхнем валу рулевой колонки | Меняются подшипники |
Нет фиксации колонки в нужном положении | |
Проворачивается стяжной болт рычага регулировки | Откручивается с болта рычаг с регулировочной втулкой и устанавливается в прорезь направляющей пластины на кронштейне вала руля выступ болта |
В облицовочный кожух упирается рычаг регулировки | Снимаются облицовочный кожух, стопорная шайба, рычаг. Затягивается втулка, рычаг надевается в нужном положении. Проверяется надежность фиксации и работоспособность стяжного устройства, устанавливаются стопорная шайба и облицовочный кожух |
Как отремонтировать рулевую рейку
Если поломалась на автомобиле ВАЗ 2112 рулевая рейка, ремонт начинать нужно с приобретения материалов, инструментов и запасных частей.
Материалы:
- Для подшипников густая смазка. Предпочтение нужно отдать Mobil Grease XHP 222.
- Мовиль в аэрозольной упаковке.
- Уайтспирит.
- WD-40 баллончик.
- Хомуты из пластика 200 мм х 4 мм.
- Ветошь.
Инструменты:
- Торцовые ключи с трещоткой.
- Кардан с удлинителем.
- Молоток.
- Съемник, для снятия наконечников.
- Ключ на 22.
- Ключ с внутренним восьмигранником.
- Зубило, ширина его не более семи миллиметров.
Запасные части:
- Чехол для руля.
- Наконечники с гайками.
- Сайлентблоки.
- Ремкомплект для рулевой рейки.
Порядок выполнения работ
Инструкция указывает, что работы выполняется на хорошо зафиксированном автомобиле. Для этого устанавливаются упоры под задние колеса, затягивается ручной тормоз, блокируется руль.
Совет: Чтобы избежать неприятностей при ремонте рулевой рейки лучше клеммы аккумулятора отсоединить от автомобиля.
Итак:
- Откручиваются передние колеса.
- Специальным съемником, из стоек рычагов вытаскиваются пальцы, перед этим нужно открутить гайки наконечников.
- Съемник ставится до упора, заворачивается винт. Из рычага выбивается молотком палец, при этом ключ находится в напряженном состоянии.
- Откручиваются гайки фиксирующие скобы рейки. Изнутри салона отворачивается на рулевом валу болт.
- Применяя колебательные движения, осторожно отсоединяется от рулевого вала хвостовик шестерни. Нужно следить, чтобы не повредились шлицы на детали.
- Через правое отверстие, расположенное в корпусе автомобиля вытаскивается весь узел.
Порядок ремонта:
- Перед тем как начать на авто 2112 ВАЗ ремонт, рулевая рейка зажимается в тисках. Специальной щеткой, можно тряпочкой, смоченной в уайт спирите, очищаются все поверхности узла.
- Вытаскиваются рулевые тяги. Откручиваются болты на фиксирующей их скобе, отгибают «усики» стопорной пластины, используя ключ «на 22».
- Снимается стопорная и соединительная тяги пластины.
- Вынимаются рулевые тяги.
- Стопорное кольцо и опора снимаются с правой стороны на картере рулевого устройства.
- Срезаются хомуты, фиксирующие защитный чехол. Детали можно использовать один раз, они изготовлены из пластмассы.
- Удаляется защитный чехол.
- Колпачок для защиты и опора снимаются с левой стороны узла.
- Ключом «на 17» откручивается гайка на упоре рейки, элемент вынимается, вытаскиваются пружина и фиксирующее кольцо.
- Из гнезда выбивается упор рейки. Картер нужно ударить о деревянную подставку. Резиновое кольцо устанавливается в проточке упора для уплотнения.
- Снимается уплотнитель.
- Удаляется пыльник шестерни, его достаточно поддеть отверткой.
- Вытаскивается стопорная шайба.
- Ключом «на 24» откручивается гайка, фиксирующая подшипник шестерни.
- С вала снимается гайка.
- Ключом «на 14» выкручивается из картера одновременно с подшипником шестерня.
- Вытаскивается рейка.
- Извлекается втулка. Опорная втулка поддевается отверткой, выступы ее должны зайти в отверстия расположенные в картере и тогда деталь свободно извлекается.
- Ставится новая втулка. На нее устанавливаются новые демпфирующие кольца из резины так, что против разрезов втулки находились тонкие части кольца.
На втулке выступы должны свободно стать в отверстия на картере. - По краям втулки кольца разрезаются, а отрезанные части выбрасываются.
- Фиксирующее кольцо снимается с вала шестерни.
- Используя двухзахватный съемник, нужно спрессовать шариковый подшипник, как показано на фото.
- Специальным съемником выпрессовывается игольчатый подшипник. Если его нет, предлагается другой вариант: в торце картера сверлятся два отверстия, диаметр которых, два миллиметра, это даст возможность выйти игольчатому подшипнику на кольцо.
- Промывается полость картера узла. Запрессовывается отрезком трубы игольчатый подшипник. Отверстие заделывается препаратами типа «холодной сварки».
- Смазкой ФИОЛ-1 хорошо смазываются подшипники, приводная шестерня, зубья на рейке. В полость , расположенная над гайкой, фиксирующей подшипник приводной шестерни, закладывается смазка УНИОЛ-1. Узел рулевой рейки восстанавливается в обратной последовательности.
- Устанавливается пыльник на рулевую рейку и крепится хомутами.
- Зазор 0,12 миллиметра выдерживается при сборке конструкции между упором рейки и гайкой. По окончании регулировки зазора гайка упора накернивается, это предохраняет ее от раскручивания.
Совет: Перед тем как начать ремонт рулевой рейки лучше познакомиться со всеми операциями по видео.
Своевременная диагностика и качественный ремонт рулевой рейки на автомобиле ВАЗ 2112 обеспечит надежную эксплуатацию машины, а цена ее ремонта будет ниже, чем после ДТП, возникшего по причине неисправности узла.