Одним из важных узлов любого автомобиля является его рулевой механизм. От исправного состояния элементов узла, легкости управления зависит комфорт при управлении автомобилем, а нередко и безопасность передвижения на нем.
Одной из причин дискомфорта для водителя служит то, что на авто ВАЗ 2109 туго крутится руль. В статье рассматриваются причины возникновения тугого руля и некоторые способы их устранения своими руками.
Рулевое управление автомобилем ВАЗ 2109
Управление автомобилем осуществляется:
- Механизмом руля.
- Приводом колес.
Детали и узлы механизма руля:
- Рулевое колесо.
- Вал привода с шестеренкой.
- Рейка.
- Тяги рулевые.
- Рычаги для осуществления поворотов.
- Колеса приводные.
Во время движения автомобиля водитель при повороте руля передает вращение шестерни, которая заставляет перемещаться рейку то в одну сторону, то в другую. Рейка передает усилие на привод руля.
- Привод руля имеет две тяги. Они передают определенное усилие на рычаги.
Последние, поворачивают телескопические стойки, смонтированные на подвесках колес. Стойки заставляют колеса поворачиваться вправо или влево.
Почему руль туго крутится
Управлять машиной, когда на авто ВАЗ 2109 тугой руль не только тяжело, но зачастую и опасно.
Существует несколько причин, которые приводят к таким неприятным последствиям:
- На ВАЗ 21093 тугой руль может быть следствием удара колеса о препятствие. Чаще всего это бордюр, а при ударе колеса автомобиля были немного повернуты.
Совет: Инструкция указывает, что при парковке нужно соблюдать осторожность, касательный удар в неподвижное препятствие колесом может вывести из строя механизм рулевого управления.
- Применение реечного рулевого механизма приводит к тому, что водители, для уменьшения характерного стука на плохой дороге, затягивают больше нормы регулировочный винт.
Совет: Регулировка винта должна осуществляться очень тщательно, до появления небольшого возрастания усилия на винте, а значит и на руле.
- Помимо этого причинами, что на авто ВАЗ 2109 руль тугой и способами их устранения могут быть:
Наименование неисправности | Как устранить |
На стойке подвески у верхней опоры повредился подшипник | Меняются подшипник или опора полностью |
Появились дефекты во втулке опорной или упоре рейки | Монтируются новые элементы, закладывается смазка |
Понижение давление в шинах для передних колес | Доводится давление до требуемой величины |
Поломки в узлах шаровых шарниров тяг | Устанавливаются новые изделия |
У подвески телескопической стойки повредились детали | Производится ремонт элементов или ставится новая стойка подвески |
В рулевой колонке на верхнем валу пришли в негодность подшипники | Устанавливаются новые подшипники |
Ремонт рулевой рейки
Трудности при управлении рулем могут появиться при возникновении неисправностей в рулевой рейки.
В этом случае нужно воспользоваться одним из вариантов ремонта узла:
- Выполнить регулировку.
- Заменить ремонтный комплект.
- Заменить целиком весь узел.
Регулировкой можно устранить люфты, восстановить на некоторое время работоспособность рулевой рейки. Если износ большой, «тугой руль» регулировка не уберет, нужна замена ремонтного комплекта.
При сильной деформации или нарушениях в целостности корпуса обычно нужна полная замена рулевой рейки.
Как снять рулевую рейку
Чтобы извлечь рейку нужно:
- Зафиксировать задние колеса автомобиля.
- Поднять перед.
- Снять передние колеса.
- Открутить и убрать рулевые наконечники.
- В салоне отсоединить рулевой вал.
- Освободить от фиксации рулевую рейку и отвести ее в сторону.
Как разобрать рейку
Для работы необходимо приобрести специальные ключи, их же нужно будет использовать при регулировке узла.
Далее необходимо:
- Убрать рулевые тяги.
Совет: Перед снятием тяги нужно пометить и запомнить стороны их установки назад.
- Удалить резиновый пыльник и наконечник.
- Открутить упорную и регулировочную втулки, убрать валы.
- Вытащить изнутри корпуса пластиковую втулку.
- Все детали очистить от смазки и грязи.
Как выполнить ремонт рейки
После очистки элементов от грязи составляется дефектная ведомость, определяется степень износа деталей:
- Осматривается визуально корпус. Определяется наличие трещин, сколов и других дефектов.
- Осматриваются валы. На них не должно быть заусенцев, износа, царапин.
- Проверяются подшипники.
После тщательного осмотра и замены всех изношенных элементов рулевую рейку можно собирать:
- Запрессовать новую пластиковую втулку, как показано на фото.
- Запрессовываются подшипники.
- Собираются и вставляются валы.
- Узел смазывается смазкой типа литол.
- Выполняется предварительная регулировка: до упора затягивается регулировочная втулка, затем ослабляется до тех пор, пока вал можно будет провернуть рукой.
- Одевается и крепится резиновый пыльник, лучше новый.
- Устанавливаются с наконечниками рулевые тяги, не затягивая их.
Монтаж рулевой рейки
Совет: При установке рулевой колонки, руль должен находиться по центру, иметь одинаковое число оборотов в разные стороны, небольшие отклонения допускаются, они исправятся на стенде при регулировке развала схождения.
Итак:
- Прикручивается к кузову рейка.
- Вставляются и затягиваются рулевые наконечники.
- Устанавливаются на место колеса.
- Автомобиль опускается на землю.
- Стабилизируется подвеска.
- Затягиваются рулевые тяги на сайлетблоке.
Контроль и регулировка
После монтажа рейка окончательно регулируется:
- Контролируется отсутствие вертикального люфта в устройстве при проверке рулевых тяг.
- Люфт в рулевом колесе не должен превышать 10 градусов.
- Вращение руля – без закусываний, с обеспечением равного числа витков в обе стороны.
- При повороте и движении необходимо, чтобы рулевое колесо само возвращалось в первоначальное положение, без вмешательства водителя.
- Последующая регулировка должна производится после 800 км пробега авто ВАЗ 2109, после ремонта.
Как убрать на ваз 21093 руль тугой хорошо видно на видео. Любые отклонения от нормы в рулевом управлении нужно устранять своевременно. Тогда цена ремонта будет намного ниже, чем после непредвиденного ДТП автомобиля.