Выбор скорости движения автомобиля выполняется механизмом, который называется коробкой передач. На авто ВАЗ 2109 устанавливается пяти или четырех ступеней КП.
Своевременные диагностика работы узла, ремонт и замена изношенных деталей новыми своими руками обеспечивает надежность работы автомобиля. Цена ремонта при этом будет значительно ниже, чем при привлечении к нему специалистов автосервиса.
КПП ВАЗ 2109 ремонт требует в случаях:
- Если нагреваются элементы узла.
- Имеется повышенный шум при работе двигателя.
- Нельзя выполнить переключение передач
- На ходу может передача «выбиться».
Ремонт КПП ВАЗ 2109
Перед началом ремонтных работ коробка передач снимается с автомобиля. Для этого машина ставится на смотровую яму или подъемник, от случайного закрытия фиксируется капот.
Итак:
- Отсоединяются аккумуляторная батарея, датчик ВМТ, тяговое реле стартера.
- Провод «массы» отключается от картера.
- Датчик ВМТ и картер сцепления разъединяются друг от друга.
- Отключается спидометр.
- Отсоединяется вилка выключения сцепления.
- Для подъема двигателя к шпильке, которая фиксирует выпускной коллектор, монтируется скоба.
- На грузоподъемный механизм подвешивается мотор.
- Снимаются брызговик двигателя и крышка, расположенная внизу картера сцепления.
- Сливается масло из КП.
- Свет заднего хода отключается.
- От штока выбора передач отсоединяется его тяга.
- Двигатель и коробка передач разъединяются.
- Освобождаются от фиксации полуоси ступицы поворотного кулака.
- От кулаков отсоединяются шаровые шарниры, расположенные на рычагах подвески.
- Валы для приводов колес отводятся в стороны.
Совет: Если привод колеса и полуосевой шестерни трудно разъединяются, необходимо коробку передач одновременно снять с приводом колеса, а затем на стендовой плите выпрессовать шарнир.
- Со шпилек снимается КП и убирается кронштейн подвески, расположенный в проушинах лонжерона корпуса машины.
- Снимается стартер.
- Разъединяется ведомый диск сцепления и вал КП, фиксирующий к двигателю картер.
- Из авто извлекается коробка передач.
Совет: При ремонте КП нужно обратить внимание, чтобы на лепестки, находящиеся на нажимной пружине, не опирался ее первичный вал. Это может привести к их повреждению.
Разборка коробки передач
Ремонт коробки ВАЗ 2109 пятиступенчатой начинается с очищения ее от грязи и хорошей мойки снаружи.
Итак:
- Коробка ставится вертикально вверх. Откручиваются гайки, фиксирующие заднюю крышку узла.
- Снимается кронштейн троса сцепления.
- С помощью резинового молотка аккуратно отсоединяется задняя крышка с картера КП.
- Удаляется уплотнительная прокладка.
Совет: Если прокладка снята аккуратно и не имеет повреждений, ее при сборке можно установить вновь.
- Включаются третья или четвертая передачи.
- Откручивается болт фиксирующий вилку пятой передачи, которая затем включается. При этом муфта синхронизатора перемещается вниз вместе с вилкой таким образом, чтобы в зацепление с шестерней вошли шлицы муфты.
- Необходимо убедится, что валы не проворачиваются.
- Откручиваются гайки на первичном и вторичном валах коробки передач.
- Отверткой поддевается и снимается вместе с вилкой синхронизатор пятой передачи.
- Вилка вынимается из муфты.
Совет: Снятие синхронизатора нужно выполнять осторожно. Нельзя допустить схода муфты синхронизатора со ступицы.
Иначе могут рассыпаться, фиксирующие синхронизатор, подпружиненные шарики.
- С синхронизатора удаляется кольцо, блокирующее пятую передачу.
- Поддев ведомую шестерню пятой передачи отверткой ее снимают с вторичного вала.
- Упорное кольцо вытаскивается с игольчатого подшипника.
- Игольчатый подшипник для шестерни пятой передачи снимается.
- Извлекается с первичного вала ведущая шестерня этой же передачи.
- Освобождается от крепления и снимается пластина подшипников.
- С вторичного вала удаляются втулка игольчатого подшипника пятой передачи и упорная шайба.
- Освобождается от стопорных колец подшипники первичного и вторичного валов.
- Откручивается пробка фиксатора.
- Аккуратно извлекаются шарики фиксатора с пружиной.
- Снимается задняя опора двигателя, которая предварительно освобождается от крепежных болтов.
- Откручивается пробка фиксатора заднего хода. Затем коробка передач наклоняется и из нее извлекается вместе с пружиной шарик фиксатора.
- Откручиваются гайки и болт, фиксирующие картер КП к картеру сцепления.
- Используя большую отвертку, разъединяются коробка передач и картер сцепления.
Совет: Для того чтобы не повредить прокладку для уплотнения отвертка вставляется в специальные пазы и аккуратно покачивается до разъединения узлов.
- Снимается картер КП.
- Освобождается от крепления вилка для переключения первых двух передач, приподнимается шток и извлекается вместе с вилкой из узла.
- Откручивается болт фиксирующий вилку для переключения третьей и четвертой передачи.
- Головка шатуна выводится из зацепления с сопрягаемой деталью и одновременно с вилкой снимается шток.
- Выводится из рычага головка штока пятой передачи, который затем проворачивается и вытаскивается.
- Удаляется стопорное кольцо.
- Снимается вилка для включения заднего хода.
- Удаляется вместе с осью шестерня заднего хода.
- Одновременно вынимаются валы – первичный и вторичный. Для этого их необходимо слегка покачивать из стороны в сторону.
- Вместе с дифференциалом извлекается ведомая шестерня главной передачи.
- Освобождается от крепления и снимается механизм переключения передач.
- Удаляется уплотнительная прокладка.
- Из картера сцепления выпрессовывается на вторичном валу внутрь картера передний подшипник, как показано на фото. Для его замены необходимо снять сальник.
Совет: Замену подшипника первичного вала необходимо выполнять с заменой сальника.
- Из картера сцепления вытаскивается магнит.
- Откручивается гайка удерживающая корпус привода спидометра, который затем снимается с ведомой шестерни узла.
- При необходимости на корпусе устройства меняются резиновое кольцо для уплотнения.
- Корпус привода спидометра освобождается от ведомой шестерни с валом и уплотнительного кольца.
- Из картера КП выворачивается выключатель для света заднего хода.
- С отбортовки, расположенной на КП, сдвигается чехол, защищающий шарнир тяги привода для переключения передач и с фланца шарнира снимается противоположная кромка защитного чехла.
- Откручивается болт, фиксирующий шарнир на штоке переключения передач и шарнир снимается со штока.
- Удаляется защитный чехол.
- Освобождается от крепления и вытаскивается из картера сцепления рычаг и шток.
- Наличие следов подтекания масла на картере сцепления необходимо заменить сальник на штоке переключения передач.
Осмотр и дефектовка деталей КП
Итак:
- Визуально осматриваются картеры сцепления и задняя крышка КП. Детали не должны иметь трещины и сколы.
Сопрягаемые поверхности без рисок, вмятин, забоев. Шлифовальной шкуркой удаляются небольшие повреждения.
Сильные дефекты указывают на замену деталей. - В обоих картерах проверяются посадочные места для подшипников. Они должны быть без повреждений и следов износа.
- Проверяются штоки включения передач. Задиры, выработки мест под фиксаторы, заусенцы, погнутость указывают на замену штоков.
- Проверяется сальник коробки. При подтеках нужна замена.
- Проверяются вилки переключения передач. При их сильном износе нужна замена.
- При износе подшипников они подлежат замене.
- Меняются поврежденные прокладки.
- От частиц износа очищается магнит. Не допускается наличие трещин, ослабление магнитных свойств.
- От старого герметика тщательно очищаются привалочные плоскости КП и картеров сцепления, задней крышки КП.
Сборка коробки передач
Как выполнить сборку узла можно увидеть на видео. Инструкция указывает, что сборка выполняется в обратном порядке разборки.
При этом учитываются некоторые рекомендации:
- Установку первичного и вторичного валов в картер необходимо производить после ввода в зацепление зубьев их шестерен.
- Вилки на штоки для переключения передач должны быть установлены следующим образом:
- на первом штоке – вилка для переключения пятой передачи;
- на втором – вилка, переключающая третью и четвертую передачи;
- на третьем – вилка для включения первой и второй передач.
- Все трущиеся детали обильно смазываются трансмиссионным маслом.
- На место устанавливается магнит.
- Перед тем как установить на картер сцепления картер коробки передач на плоскости по всему периметру деталей наносится герметик. Такой же раствор используется при установке задней крышки.
При правильном уходе и своевременном ремонте коробки передач ВАЗ 2109 автомобиль будет надежно эксплуатироваться длительный срок.