Первоначально на автомобилях устанавливались четырех ступенчатые коробки передач, этого было достаточно. Сейчас изменились условия, и скорости стали совсем другие, появились пяти и даже шести ступенчатые агрегаты, которыми сейчас оснащаются зарубежные автомобили.
Коробка на 6 передач на ваз 2109 не выпускается заводом. А можно ли своими руками превратить пятиступенчатую коробку в шестиступенчатую, и что при этом изменится?
Сейчас это уже возможно, и наша статья расскажет вам, как это сделать.
Назначение шестой передачи
Зачем нужна на ваз 2109 шестая передача?
Сейчас мы в этом разберемся:
- Любителям быстрой езды, шестая передача необходима исключительно для того, чтобы передвигаться «с ветерком» по трассе, и наслаждаться отсутствием дикого рева мотора на высоких скоростях
- Другим нравятся такие плюсы как, например, быстрый, ровный и динамичный разгон, при этом сохраняя максимальную скорость
- Третьи стремятся уменьшить расход бензина с помощью установки шестой скорости
- Однако, несмотря на преимущества, 6 передача на ваз 2109 нравится не всем
- Противники доработки КПП утверждают, что в таком тюнинге нет никакого смысла, когда под капотом находится штатный не тюнингованный двигатель
- Так что нужна ли вам 6 передача ваз 2109 и стоит ли возиться с ее установкой, решать только вам
- Сегодня в Интернет — магазинах найдется множество комплектов для тюнинга, в том числе стандартных коробок
- Так же заказать комплект дополнительной передачи вы можете на автомобильном рынке либо в специализированных автомобильных магазинах
- Главное, учесть при этом, какой ряд шестеренок и главная пара уже установлены на вашей машине, чтобы работники торговли могли привезти шестерни для шестой скорости с соответствующим соотношением зубьев
- Если зубья будут не соответствовать в соотношении с другими шестернями, тогда коробка будет шуметь и придет в негодность быстро
Цена установки на станции тех обслуживания шестой передачи будет составлять не меньше половины стоимости ее деталей.
Инструмент и комплект деталей передачи
В комплектацию дополнительной (шестой) передачи входит:
- Крышка коробки
- Шток вилки, похожий на штатный, но с выполненной проточкой под шарик шестой передачи
- Изготовить такой шток можно из штатного штока в условиях гаража, фото внизу
- Шестеренки 5-той и 6-той передачи первичного вала. Выполнены они единым блоком. Садятся на шлицы нашего первичного вала
- Специальная втулка для шестеренок вторичного вала (она удлиняет вал)
- Гайка (так называемая деталь) первичного вала. Она вставляется в блок шестеренок и прикручивается к первичному валу. А сверху на нее напрессовывают внутреннюю обойму подшипника
- Гайка для вторичного вала. Её конструкция аналогична конструкции гайки первичного вала
Совет: Важно понимать, что шестеренки 5-той и 6-той передач составляют единое целое, поэтому шестеренка 5-той передачи количеством и формой зубьев в соотношении должна соответствовать остальным. Иначе получите шум и грохот, и коробка проработает не долго.
Необходимо будет докупить
Итак:
- Роликовые подшипники, которые запрессовываются в крышку. Тут подходят обычно штатные подшипники для вторичного и первичного коробочных валов (большой и маленький)
- Шестеренку 6-той передачи для вторичного вала
- Подшипник игольчатый (для этой шестерни)
- Ступицу синхронизатора первой и второй передачи
- Кольцо синхронизатора. Блок.
- Штатные стопорные кольца первой-второй передач, в количестве две штуки
- Болтик от РДТ (с резьбой М6, и головкой под шестигранник)
- И шпильки с резьбой М8 и длиной не менее 70миллиметров, тоже две штуки
- Если рядность шестерен КПП не 7 (игольчатый подшипник 5-той передачи устанавливается без дистанционного кольца), тогда нужно купить дистанционное кольцо
- Гайки для валов покупать нет необходимости
Инструмент, необходимый помимо стандартного набора
- Шестигранник 12 миллиметров, из прочного металла, чтобы был способен выдержать затяжку с помощью трубы
- Фиксатор для резьбовых соединений
- Дрель и шарошка под дрель (может понадобиться)
- Болгарка
Устанавливаем шестерню шестой скорости
Инструкция по установке и порядок выполнения:
- Взять стандартный набор инструмента для снятия и разборки коробки и инструмент, описанный выше
- Необходимо выполнить все процедуры и принять меры безопасности, как при снятии коробки
- Выполнить снятие КПП(см.ВАЗ 2109 ремонт КПП: как выполняется правильно) по всем правилам с помощником
- Выполнить разборку коробки до снятия с нее корпуса включительно
- Заменяем шток для вилки 5-той скорости на шток 5-той-6-той скорости
- Закручиваем корпус обратно
- Если сходу не удалось установить шестерни 5-той передачи вторичного вала, из за нехватки места для игольчатого подшипника, тогда берем болгарку и шлифуем либо подшипник, либо дистанционное кольцо (выполняем стачивание на один миллиметр)
- Потом выполняем надевание нижнего стопорного кольца ступицы синхронизатора на втулку нашего вторичного вала
- Затем вставляем снизу сточенное нами дистанционное кольцо, напрессовываем на вторичный вал втулку (при этом возможно понадобиться поработать молотком)
- При разборке, скорее всего, надо будет пожертвовать ступицей синхронизатора, вряд ли будет возможно спрессовать ее без повреждения
- Вставляем игольчатый подшипник 5-той передачи
- Затем устанавливаем дистанционное кольцо для шестерни 5-той скорости
- Вставляем шестерню 5-й скорости совместно с блоком шестеренок 5-той-6-той скоростей первичного вала
- Затем устанавливаем блок. Кольцо для синхронизатора 5-той передачи
- За ним следом устанавливаем на ступицу синхронизатора для первой-второй передач наш синхронизатор (от бывшей 5-той передачи)
- Напрессовываем на втулку от вторичного вала ступицу в комплекте (сборе) с вилкой и муфтой, пока вилку не привинчиваем к штоку
- Надеваем второе стопорное колечко
- Устанавливаем блок
- Затем кольцо синхронизатора 6-той скорости
- Просовываем шестеренку 6-той скорости вторичного вала на ее место, для этого приподнимаем блок 5той-6-той передачи первичного вала
- Это делается без подшипника, потому что иначе просто не лезет
- Если выполнить эту манипуляцию не получится, придется собирать блок 5-той-6-той скоростей в руках
- Затем можно вставлять игольчатый подшипник 6-той передачи
- Включаем 2-рую передачу при помощи штока
- Руками включаем 5-тую передачу, при этом, не выключая вторую
- Ключом 6-гранником на 12, закручиваем гайку первичного вала
- Затем делаем отметку под болтик М6 на гаечке напротив отверстия блока 5-той-6-той скоростей
- Откручиваем гайку обратно
- Делаем на ней специальную фиксирующую лунку, применяем для этого болгарку (вам по месту будет понятно, где именно)
- Уменьшаем высоту головки болтика от РДТ , чтоб он больше не задевал ей за подшипник
- Непременно смазываем «Локтайтом» все гайки валов, затем закручиваем их
- Закручиваем фиксирующий болтик с резьбой М6
- Напрессовываем внутренние части от роликовых подшипников на гайки валов
- Впрессовываем в крышку коробки оставшиеся детали подшипников
- Заменяем две шпильки в корпусе КПП на приобретенные
- Надеваем крышку. Она будет задевать за стальную пластинку
- Поэтому, при установке ее нам придется стачивать крышку дрелью с шарошкой
Устанавливаем КПП после тюнинга обратно
Когда будете устанавливать КПП, имеющую 6 скорость на ваз 2109 обратно на машину она будет задевать за лонжерон(см.Замена переднего лонжерона на ваз своими силами), поэтому лонжерон придется подпиливать по месту. Во избежание этого, можно попробовать отыскать специальные опоры для двигателя, которые будут опускать двигатель с коробкой вместе, и таким образом, дорабатывать ничего при установке уже не придется
Процесс тюнинга коробки не трудный, но в нем много важных и возможно не совсем понятных нюансов, поэтому рекомендую посмотреть видео по тюнингу коробки.