Короткая кулиса на ваз 2109 становится очень популярной среди владельцев машин ВАЗ, любящих разнообразный тюнинг и свою машину. При этом многие ненавидят рычаг для переключения передач, имеющий большой ход, он просто «скитается» практически по всему салону машины при переключении нужной передачи.
Поэтому короткоходая кулиса на ваз 2109 является для них отличным решением.
Плюсы и минусы
Начнем с плюсов, разберемся в том, чем короткоходная кулиса на ваз 2109 хороша:
- Преимущества такой кулисы в сравнении со стандартной кулисой (это, по крайней мере, имеет отношение к семействам ВАЗ 09 и10) в том, что исключительно благодаря своим размерам, позволяет значительно уменьшить ход рычага при включении и выключении передач
- Вдобавок переключения становятся еще и более четкими
Однако минусы присутствуют в любом тюнинге, у этой штуки они тоже имеются:
- Высокая цена
- Повышается усилие для переключения передач
Принцип работы и способ изготовления
Короткоходная кулиса коробки передач ваз 2109 пришла от профессионалов гоночного автомобильного спорта, вы согласитесь, какой это спорт, если времени на переключение передач тратится много.
Что же дает такая кулиса:
- Исключительно благодаря ней, переключения для вас становятся гораздо приятнее, а ход рычага значительно сокращается практически в два раза, полученный от установки результат просто невероятный
- Поэтому сообразительные люди подхватили эту «тему» и пустили кулису в «массы»
- Получается, сегодня продается кулиса короткоходная ваз 2109 практически в каждом магазине автомобильных запчастей
- Разумеется, цена, существенно завышена, однако это не препятствие для большинства автомобилистов
- Здесь нет ничего удивительного, ведь кулиса того стоит, я сам, как и многие владельцы машин, готов был приобрести ее, настолько мне понравилась короткая кулиса коробки передач ваз 21093.
- Однако как только я увидел её устройство и понял в чем главный смысл тюнинга, я передумал за неё платить, потому что возможно сделать такую своими руками всего за какие-нибудь пол часа работы
- Что у меня получилось — смотрите сами, Сейчас расскажу в нескольких словах о том, как весь механизм работает, так же смотрите фото
Приведенная мной схема позволит вам понять, как работает кулиса короткоходная на ваз 2109:
- Отрезок «О» — «F» — отображает нижнюю и верхнюю точки вашего стандартного рычага, установленного в нейтральное положение
- Для того, чтобы вам включить передачу, необходимо будет передвинуть тягу, соединенную с рычагом (точка «B» — точка их соединения) — в точку «А»
- Ручка рычага, переключающего передачи при этом передвинется в точку «Е»
- Вы ведь понимаете, что задача у нас — сократить «E»-«F» расстояние переключения, которое проходит ручка
- А для этого нам необходимо увеличить длину рычага до точки «H», что позволит нам приподнять тягу на такое же расстояние (отрезок «C»-«D» равен отрезку «A»-«B»)
- Получается, что рычагу, переключающему передачи, придется проходить меньший путь, вам в таком случае не придется тянуться либо «искать по всему салону» нужную передачу, и её рычаг
Переходим к делу
Короткоходная кулиса для ваз 2109 для изготовления требует такие инструменты:
- Болгарка и отрезной круг по металлу либо на худой конец ножовка по металлу
- Кусок трубы и кусок плоского металла
- Сварка (сварочный аппарат)
- обязательно приобретите карданчик рычага от Лада Калина
- На фото отмечены места, где вам необходимо будет сделать разрез
- Все достаточно просто: вам нужно будет снять с автомобиля кулису
- При чем всю снимать не обязательно (признаюсь, я поступил именно так и немного пожалел – муторно, получается) достаточно будет разобрать вашу шаровую опору (для этого разжать стопорящее металлическое колечко, для того, чтобы пластмассовые лапки крепления разошлись, и высвободился шарик)
- Затем ослабляем хомут возле коробки передач, и отключаем тягу
- После этого аккуратно протаскиваем тягу сквозь грязезащитный чехол, и выходите из машины
- Теперь нужна болгарка с отрезным кругом по металлу, знакомый сварщик со сварочным аппаратом, либо имеющий к нему доступ (есть аппарат и умеете варить сами — вообще зачет)
- Далее болгаркой режем детали, по отметкам на верхней фотографии Затем ввариваем кусочек трубы (с толщиной стенок 2 — 3миллиметра) в тягу и кусок листового металла с толщиной 5 — 6миллиметров
- Эти кусочки непременно должны иметь одинаковую длину, иначе у вас возникнет неприятный перекос, который совсем не желателен и привод будет только хуже работать
- Я для себя удлинил всего на 2сантиметра
- Однако пространство в салоне позволяет удлинить на 3 – 5сантиметров
- Мне сначала двух сантиметров было вполне достаточно, но затем я к ним привык и, кажется мало опять
- Кстати сказать, на счет кусочков — у сварщиков их девать не куда, как правило, найти подходящий проблем не вызывает
- Устанавливается кулиса ваз 2109 короткоходная в порядке обратном снятию
- Однако кроме всего прочего, шарнир с крючком, служащий для предотвращения ошибочного включения задней передачи поднимается автоматически, и перестает попадать в специальную прорезь на блокирующей пластине
- Для того, чтобы избежать этого либо уберите совсем эту пластину (это для особо ленивых) можно ездить и без неё, либо следует перенести её наверх на высоту, на которую поднялся шарнир
Когда кулиса на коробке передач ваз 21093 у вас установлена, остается заменить карданчик тяги, чтобы устранить люфты рычага
Зачем менять карданчик
На всех без исключения автомобилях ВАЗ 2108-2110 имеется сильный люфт в кулисе КПП, вследствие этого получаем, нечеткое переключение передач:
- С уверенностью можно сказать — это болезнь либо недостаток всех автомобилей этой марки
- Причиной такой «болезни», является родной карданчик кулисы КПП
- Если вы хотите устранить такой недостаток – тогда наша инструкция, поможет вам уменьшить люфт кулисы и повысить комфортное переключение передач (тем более вы этого добивались заменой кулисы)
- С начала необходимо попасть на автомобильный рынок и приобрести там (либо в магазине запчастей) короткоходный карданчик от автомобиля лада Калина
- Следует брать его в комплекте с пыльником, потому что от стандартного кардана пыльник не подходит
Инструменты
После покупки ищем в своем арсенале инструмент, необходимый для замены карданчика.
С этим я думаю, проблем не возникнет, потому что данная операция требует минимального количества инструмента:
- Накидные ключи «13» две штуки, плюс один ключ«10»
- Молоток
- Отвертка
- Для замены карданчика кулисы необходимо заехать на яму либо эстакаду
- Помощник, желательно трезвый пригодиться вам в конце работы, тогда, когда вам необходимо будет отрегулировать идеальное положение рычага передач
- С помощью двух ключей «13» распустите хомут, расположенный на тяге привода переключающего передачи и стяните привод со штока переключения передач
- Затем отверткой оттяните пыльник карданчика к коробке, в принципе лучше его вообще снять, чтобы не мешал (ведь он нам более не пригодится)
- Затем берем ключ на «10» и откручиваем болтик — фиксирующий карданчик
- Затем берем молоток и не очень сильными ударами сбиваем карданчик с вала и стягиваем пыльник (в случае если не решились убрать его сразу)
- И так, пол дела у нас уже сделано, а в случае необходимости мы можем поменять и сальник на валу выбора передач (пока к нему удобно добраться)
- Натяните новый пыльник на вал
- После этого устанавливаем карданчик от Калины, прикручиваем его болтиком, следует обратить особое внимание, чтобы болтик точно совпал со специальным углублением на валу
- Затяните болтик, затем натяните пыльник на карданчик
- После этого тягу привода, переключающего передачи одеваем на шток, однако при этом хомут не затягиваем
- В случае, если рычаг тяги не получается надеть на карданчик (обычно более длинный шток мешает), тогда подпилите (укоротите) шток карданчика, только не переусердствуйте
- Пора пригласить помощника, который будет сидеть в салоне и выставлять рычаг переключающий передачи в оптимальное положение
- Для этого он сначала пусть установит рычаг по центру, затем отводит немного вправо, и удерживает его в таком положении
- В это время Вы затягиваете хомут
- Только после этого необходимо проверить, как стали переключаться передачи
Выполняем замену
Завершайте сборку, вот все нюансы, которые следовало учесть, дополнительно посмотрите видео, если вы чего-то не поняли, приводим таблицу для наглядности.
Короткая кулиса | Обычная кулиса |
Включение передач получается более коротким, движения напоминают управление джойстиком | Чтобы переключить передачу требуется переместить рычаг на значительное расстояние |
Ставится с коротким карданчиком, что снижает люфт ее и передачи включаются четче | Установлена со стандартным карданчиком, поэтому люфт и нечеткости включения являются её болезнью |
В комплекте не идет, требуется покупка, либо изготовление | С завода стоит на автомобиле |
Переключение передач требует приложения большего усилия | Передачи переключаются практически без усилий |
Была изначально сделана для спортивных типов автомобилей | Сразу предназначена для стандартного оснащения переднеприводных ВАЗ |