Появление сильного шума или гула в подшипнике задней ступицы, слышится «вой» сзади автомобиля, который заметно усиливается при поворотах машины, однозначно сообщает нам о том, что необходима замена подшипника задней ступицы ваз 2112 и проверка состояния обеих задних ступиц.
Срок эксплуатации ступичных подшипников, предполагается довольно большой (не меньше 100 000километров пробега), однако состояние сегодняшних дорог, зачастую приводит к тому, что автомобилю требуется более ранняя замена заднего подшипника ступицы ваз 2112. Заменить его вы сможете самостоятельно, изучив эту статью.
Как проверить подшипник ступицы
Все методы проверки предельно просты:
- Необходимо обязательно застопорить «башмаками» колесо, с диагонально противоположной стороны от колеса поднятого домкратом, при этом необходимо будет поочередно вывешивать каждое заднее колесо. Спросите, почему каждое, если гудит с одной стороны?
Все потому, что довольно часто случаются ошибочные определения стороны гула, а еще чаще случается необходимость заменить оба подшипника - Поднимаем колесо, и как можно сильнее его раскручиваем своими руками. Если слышны посторонние звуки при этом, похожие на гул, тогда дальнейшая проверка не нужна, однозначно необходима замена
- Когда есть сомнения, необходимо дополнительно проверить наличие поперечного люфта, для этого возьмитесь руками за края колеса, покачайте его от себя — к себе. Если при покачивании, вы почувствуете передвижение колеса на оси, тогда необходима замена заднего ступичного подшипника ваз 2112
В магазинах автомобильных запчастей Вам предложат или отдельный подшипник, или ступицу в сборе. Нет смысла покупать узел в сборе (исключением являются случаи, описанные нами далее) так как замена это совсем не трудное дело.
Нужные инструменты
Как обычно, не забываем о нужном инструменте:
- Круглогубцы
- Пара плоских отверток
- Молоток полкило, молоток 2 килограмма (либо кувалда) и зубило
- Динамометрический ключ (в крайнем случае, головка под ступичную гайку и вороток белее метра длиной)
- Оправка нужного диаметра (или съемник для подшипника)
- Тиски (вместо них можно два крепких ровных, устойчивых и достаточно высоких деревянных бруска)
- Ветошь
Поэтапная замена
Чтобы заменить на ваз 2112 подшипник задней ступицы, выполняем действия:
- Застопориваем передние колеса автомобиля
- Затем срываем болты задних колес
- Предварительно снимаем колпачок (цифра 9 фото вверху) срываем с мертвой точки центральную гайку (цифра 7) ступицы
- Затем приподнимаем домкратом нужную сторону и подставляем “козелки”, либо деревянные бруски
- Снимаем заднее колесо
- Заливаем место, на котором посажен тормозной барабан средством WD-40 либо другим подобным средством (в крайнем случае, можно будет воспользоваться тормозной жидкостью либо соляркой)
- Откручиваем два направляющих болта (предварительно их желательно обстучать молотком)
- Затем пытаемся весьма аккуратно стащить тормозной барабан (Когда он не идет — следует вкрутить подходящие болты в технологические отверстия в тормозном барабане). Создаем натяг за счет этих болтов и не сильными ударами молотка подбиваем барабан
- В результате все должно получиться легко, если не получается, придется купить съемник для барабанов, как самый крайний случай (не стоит бить молотком по барабану с усилием, барабан алюминиевый и может треснуть)
- Затем откручиваем центральную гайку полностью (конечно вполне возможно снять ее сразу, даже вынуть ступицу совместно с колесом и даже барабаном, однако тогда возникает высокая вероятность повредить тормозные колодки)
- Стаскиваем ступицу (Когда на оси остается внутренняя обойма подшипника, тогда необходимо применить съемник или либо заточенным зубилом и попытаться сдвинуть обойму с места)
- Затем осматриваем ось, при обнаружении следов проворачивания подшипника, тогда рекомендуется заменить ступицу целиком
- Заодно следует осмотреть на протекание тормозной цилиндр, и проверить состояние колодок
- Далее важно снять со ступицы стопорное кольцо, для этого понадобятся круглогубцы либо (при отсутствии круглогубцев) двумя плоскими отвертками
- Обязательно необходимо очистить от ржавчины кромку, смочить ее WD-40 либо другим подручным средством
Есть три варианта извлечения ступичного подшипника своими руками:
- Первый — при помощи специального пресса (только он есть не у всех)
- Второй — снятие съемником (он стоит относительно не дорого, если приобрести, то пригодится сейчас и в будущем)
- Третий — При помощи тяжелого молотка (от 2 килограммов) либо кувалды. Хотя многим такой способ покажется немного агрессивным или грубым, однако именно им пользуется большинство «профессионалов» на станциях обслуживающих автомобили, поэтому мы рассмотрим именно его
- Устанавливаем нашу ступицу на жесткую ровную поверхность, чтобы она не шаталась, и делаем через оправку пару резких ударов, чтобы сместить с места подшипник
- Когда смещение произошло, надо установить ступицу ваз, на тиски (так что бы она имела упор, и в то же время свободное место, чтобы мог выйти подшипник)
- Наносим еще несколько сильных ударов и подшипник выходит (не стоит сразу выбрасывать его)
- Сначала осматриваем состояние посадочной плоскости подшипника, затем зачищаем ржавчину, воспользовавшись наждачной бумагой, смазываем поверхность моторным маслом (либо отработкой)
- Новый подшипник перед установкой необходимо скрутить при помощи подходящего болта и пары шайб (эти шайбы необходимо выбирать по размерам внутренних обойм, так как подшипник двухрядный, то при установке его без скручивания велика вероятность, что он рассыплется, такова цена незнания)
- Снова устанавливаем ступицу с тисков на жесткую ровную поверхность
- Сверху кладем скрученный болтом с шайбами подшипник, слегка намазываем маслом его постановочную плоскость (изнутри новый хороший подшипник смазывать обычно нет необходимости, но если вы сомневаетесь и у вас мало опыта по сборке и разборке ступиц, тогда положите внутрь смазку типа “Литол” -24)
- Берем обычный 500 граммовый молоток, и слегка, выравниваем подшипник в плоскости
- Затем берем подходящую по размерам оправку и несильными ударами пытаемся запрессовать подшипник на место
- На ваз 2112 замена подшипника задней ступицы имеет одно основное правило — ни в коем случае не наносить никаких сильных ударов (толку мало, а детали испортите), если подшипник не идет это значит возник перекос, выбивайте его назад и начинайте снова
- Как только подшипник пройдет более половины расстояния тогда можно приложить побольше силы (без фанатизма, конечно), так как перекос ему уже не грозит
- Когда дойдете до среза ступицы, надо воспользоваться старой обоймой, вместо оправки (помните — никаких сильных ударов, так как металл высокоуглеродистый, он при сильном ударе лопается и может нанести вам тяжелую травму)
- Добиваем его до упора, затем ставим стопор (если стопор установить не получается, скорее всего, подшипник вы не посадили до конца) он должен легко встать и пружинить в пазу
На этом для ваз 2112 замена ступичного подшипника заднего фактически завершается, далее остается, собрать все как было.
Сборка ступицы задней
Инструкция по сборке ступицы задней предполагает такие действия:
- Приступаем к процессу сборки, надеваем на ось ступицу (не забываем снять болт, стягивающий обоймы)
- Начинаем закручивать центральную гайку (гайка обязательно должна быть новая), важно не забыть поставить под неё упорную шайбу
- Затем надеваем и прикручиваем на место тормозной барабан, затем наживляем колесо
- Надо проверить вращение, покрутив колесо руками (при этом посторонних шумов быть не должно)
- Если здесь все хорошо, тогда опускайте с домкрата автомобиль
- Затягиваем болты колеса и его центральную гайку (рекомендуемый момент затяжки для ступицы примерно 20 килограмм на метр, это сильная затяжка, и если нет под рукой динамометрического ключа, тогда нужно взять рычаг, длиной не меньше метра и затянуть гайку, приложив усилие вдвое большее, чем усилие при затяжке колес)
- Затем надо накернить гайку ступицы, тонким зубилом и молотком, чтобы случайно не выкрутилась
Технические данные
Остается добавить, что марка подшипника задней ступицы на ваз 21124 по каталогу – 256706, и:
- Область применения его — задний подшипник ступиц машин ВАЗ моделей 2108- 21124
- Обладает следующими характеристиками — это шариковый, двухрядный, радиально-упорный, закрытого типа (уплотняется с двух сторон)
- Так как он имеет тела качения, расположенные два ряда, то вполне способен зафиксировать вал под воздействием нагрузок, в обе стороны
- Существующий аналог роликового типа за номером — 537906, обладает большей грузоподъемностью, однако гораздо меньшей скоростью вращения
Так как автомобили ВАЗ весьма широко распространены не только в России, но и за рубежом, потребность в таких подшипниках очень высока — их сегодня производят аж четыре завода нашей страны:
- «Саратовский завод» (маркирует их SPZ) — и производит согласно с мнением специалистов, самые качественные запчасти задней ступицы, при этом не особо дорогие
- Маркировка 23 ГПЗ (либо VBF) означает Вологда — среди автомобилистов тоже считается лучшим заводом. Хотя саратовские ничуть не уступают им в долговечности, гораздо реже попадаются подделки и стоят дешевле
- Самарские, маркируются СПЗ-4 — производятся для тех, кто всегда привык экономить. Однако если нужен действительно качественный подшипник для ступицы, лучше обратить внимание на производителей представленных выше
- Курские маркировались 20 ГПЗ — но, в наше время они уже сняты с производства
- Отечественный подшипник имеет ГОСТ520-2002, а импортный по ISO15:1998
- По Классификации в международной системе номер такого подшипника — BA2B33313C
Все, остается пожелать успехов и предложить видео урок, для лучшего усвоения материала.