Схема электрооборудования ВАЗ 2109 и особенности замены элементов системы

Разнообразие климатических зон России не лучшим образом сказывается не только на кузовных частях автомобиля, но и на его электропроводке и электрооборудовании. Национальной особенностью российского потребителя является пытливость ума и стремление своими руками произвести ремонтные работы.

Ваз 2109

Для ВАЗ 2109 схемы электрооборудования достаточно подробно представлены на фото и видео и при соблюдении определенных правил, самостоятельные действия не приведут к инцидентам.

Обслуживание электрической части автомашин и меры безопасности

В автомобилях серии ВАЗ 2109, схема электрооборудования выполнена в однопроводном варианте, при котором кузов машины выполняет функцию отрицательного ʺполюсаʺ и к нему присоединены все ʺминусовыеʺ выводы от потребителей.

Необходимые меры безопасности при обслуживании электрооборудования:

  • перед ремонтом электрооборудования обязательно отсоединить от аккумулятора отрицательный провод;
  • аккумуляторы и коммутатор зажигания отсоединить, выключив двигатель;
  • при замене предохранителей, не применять металлических инструментов, для предотвращения короткого замыкания в цепях;
  • во избежание порчи выпрямителя генератора, не рекомендуется проверять его работу ʺна искруʺ;
  • замыкание провода на ʺмассуʺ может привести к поломкам некоторого оборудования;
  • диоды выпрямителя проверяются приборами, запитанными на напряжение не выше 12В;
  • электрические цепи машины также проверяются приборами с питанием 12В при обесточенном генераторе;
  • проверка сопротивления изоляции обмоток генератора производится при его снятии и отключении, от выпрямительного блока, статоре генератора;
  • при электросварочных работах, отключаются генератор и аккумулятор;
  • высоковольтные и низковольтные провода прокладываются в разных жгутах;
  • подзарядка аккумулятора через зарядное устройство производится при отключенных от клемм проводах.

Основное электрооборудование автомобиля

Электропитание систем автомобиля осуществляется двумя способами, от аккумулятора, при выключенном двигателе, а при его включении, от генератора. Модификации автомобиля ВАЗ незначительно отличаются по составу электрических компонентов, это в большинстве случаев:

  • система зажигания;
  • стартер;
  • генератор;
  • монтажный блок;
  • световая и звуковая сигнализация, освещение;
  • ʺдворникиʺ, стеклоподъемники;
  • обогрев стекол, отопление салона;
  • панель приборов.

Схема электрооборудования ваз 2109

Замена монтажного блока

Ремонт плат монтажного блока не каждому под силу, его легче заменить полностью. Замена защитных элементов проста, а все предохранители и реле промаркированы, что значительно облегчает их переустановку. В крайнем случае на автомашине ВАЗ 21093, схема электрооборудования поможет разобраться в деталях. Монтажный блок установлен под капотом слева, возле ветрового стекла.

Инструкция по замене:

  • открыть капот, и отжав защелки, снять крышку футляра;
  • сдвинуть резиновую накладку и отсоединить верхнюю часть проводов;
  • убрать крепежные гайки;
  • аккуратно достать блок, на возможную длину проводов, и разомкнуть нижнюю колодку с проводами;
  • установить новый блок в обратном порядке;
  • произвести проверку работы узла.

Перед отсоединением проводов обязательно промаркировать колодки во избежание путаницы.

Замена стартера

Стартер на автомобилях ВАЗ серии 2109 помещен на картер сцепления. Несмотря на некоторые конструктивные различия стартеров, их установочные размеры на всех сериях унифицированы.

Для замены детали, предварительно освободить отрицательный зажим АБ, далее:

  • разомкнуть соединение тягового реле;
  • убрать фиксирующую гайку и отсоединить провод от контакта тягового реле;
  • убрать защиту картера, освободив от болтов;
  • фиксацию стартера демонтировать снизу моторного отсека;
  • повторить операцию сверху стартера;
  • вынуть стартер, в обратной последовательности установить новый элемент.

Замок зажигания, замена и проверка исправности

Для оценки исправности замка, необходимо проверить его работу во всех положениях ключа. Для ВАЗ 21093 или для модификации с инжекторным двигателем ВАЗ 21093i, схема электрооборудования подскажет, какие цепи должны работать при различных положениях ключа.

Перед проведением работ, отрицательный провод освобождается от клеммы АБ, далее:

  • убираются держатели нижнего кожуха на рулевой колонке;
  • лицевая пластина замка и кожух снимаются;
  • демонтируется кожух в верхней части колонки;
  • жгут с проводами и контакты замка, размыкаются;
  • реле зажигания открепляется;
  • ключ устанавливается на «0» и снимаются скоба и замок, предварительно освобожденные от крепежных болтов;
  • производится установка новой детали в обратном порядке.

При отсутствии головок у крепежных болтов, держащих замок зажигания на рулевой колонке, аккуратно их высверлить или сбить молотком.

Ваз 2109

В некоторых случаях хватает смены контактной группы в замке зажигания, для этого:

  • снять замок, как изложено выше;
  • освободить от крепления защиту замка;
  • облицовка снимается при отжатии пластмассовых защелок;
  • снять контактную группу;
  • произвести замену и собрать в обратном порядке.

Проверить работоспособность авто при всех положениях ключа.

Замена свечей зажигания

В любом автомобиле, для его оптимальной эксплуатации рекомендуется пользоваться оригинальными свечами зажигания.

ВАЗ 2109 и его модификации оснащены 4-цилиндровым двигателем, соответственно имеют 4 свечи зажигания.

Последовательность замены:

  • обязательно отключить провод от «минуса» аккумулятора;
  • снять высоковольтные провода со свечей и очистить сами свечи и пространство вокруг от грязи;
  • вывернуть свечи из блока цилиндров;
  • произвести поверхностный осмотр элементов, при повреждении изоляторов или электродов, свечи подлежат замене (осмотр свечей может многое сказать о состоянии двигателя нормально, если они серовато-коричневого цвета);
  • просвет между электродами замерить круглым щупом (для карбюраторного двигателя стандарт составляет 0,7—0,85 мм, для инжекторного двигателя 1,0—1,13 мм);
  • в случае необходимости подрегулировать зазор подгибом бокового электрода;
  • очищенные и подрегулированные свечи установить на место, прикрутив сначала рукой и затянув до нужного усилия ключом.

Замена свечей рекомендуется после пробега более 15 000 км. Следует остерегаться поддельных изделий, это может привести к инцидентам в пути.

Признаки ʺсамопальнойʺ свечи:

  • упаковка отсутствует или ее полиграфия с дефектами контуров;
  • криво установлен цилиндрический электрод или его поверхность имеет изъяны;
  • боковой электрод приварен криво, а его грани перекошены;
  • на изоляторе свечи надпись смазана;
  • слишком низкая цена.

Бесконтактная система зажигания автомобиля

У ВАЗ 2109, схема электрооборудования снабжена датчиком Холла, дислоцированного в датчике-распределителе. Бесконтактный датчик подает управляющие импульсы на электронный распределитель. В то время как в контактной системе зажигания используется прерыватель контактов.

Системы взаимозаменяемы, но бесконтактная система повышает мощность двигателя, снижает расход топлива и вредные выбросы.

Момент зажигания и его установка

Неверно выставленный момент зажигания приводит к перегреву двигателя и неполной выдаче мощности, чрезмерному расходу топлива и детонации.

Угол опережения зажигания проверяется стробоскопом или контрольной лампой на холостом ходу при оборотах двигателя 850—900 об/мин. Если значение угла опережения зажигания противоречит нормам, стандартом является 0±1° до верхней мертвой точки (ВМТ), его придется регулировать. Подобные работы лучше проводить с помощником.

Установка момента:

  • обеспечить свободное вращение трамблера, для этого ослабить болт на его корпусе;
  • перевести работу двигателя на повышенные обороты;
  • медленным вращением трамблера установить метку, вращать — осторожно придерживая корпус;
  • перепроверить правильность установки стробоскопом;
  • поворот по часовой стрелке увеличивает угол опережения, а против часовой стрелки — уменьшает;
  • достигнув необходимой настройки, зафиксировать трамблер крепежным болтом.

Для ВАЗ 21093 и его электрооборудования, схема оснащена электронным блоком управления, поэтому момент зажигания не требует регулировки.

Катушка зажигания, последовательность замены

Катушка зажигания работает на принципах разомкнутой магнитной цепи. Конструктивно катушка напоминает трансформатор и также наполнена техническим маслом.

Порядок ее замены следующий:

  • разомкнуть провод и «минусовую» клемму АБ;
  • освободить провод высокого напряжения от катушки;
  • гаечным ключом убрать гайки крепления (с шайбами) и отсоединить низковольтные провода катушки зажигания;
  • отвернуть гаечным ключом гайки крепления кронштейна, одна из гаек расположена под площадкой АБ (в комплекте с гайками имеются пружинные и плоские шайбы);
  • вместе с кронштейном снять катушку;
  • произвести установку нового элемента в обратном порядке.

Все элементы электрооборудования автомобиля соединяются высоковольтными или низковольтными проводами, основная часть которых расположена в подкапотном пространстве.

Здесь же расположены:

  • силовая установка;
  • бачок омывателя;
  • система заливки масла в двигатель;
  • разъемы и соединения электрических цепей.

Соединительные провода регулярно подвергаются тепловому и химическому воздействию. Своевременный осмотр состояния изоляции проводов, их контактов и скрутки позволит продлить срок службы или заменить поврежденные цепи, не доводя до аварийной ситуации.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оценок ещё нет)
Loading...Loading...
Добавить комментарий

СКРЫТЬ