Замена масла в двигателе ваз 2101 выполняется после пробега около 8000-10000 километров. Однако в зависимости от определенных условий эксплуатации автомобиля (длительная работа на холостых оборотах в условиях пробок, зимний период) замена рекомендуется при гораздо меньшем пробеге.
Наша инструкция поможет вам произвести замену и подобрать подходящую марку.
О необходимости замены масла, как правило, сигнализирует его темный цвет, это означает включение в смазку продуктов сгорания, и соответственно отрицательно сказывается на его эксплутационных свойствах (смазочных, отвод тепла и передача, вымывание различных продуктов горения и механического износа). С заменой смазки меняется и масляный фильтр.
Поэтому предварительно вам необходимо купить четыре литра масла и масляный фильтр.
Выбираем масло
Синтетика, Полусинтетика или все-таки Минералка — вот в чем основной вопрос!
Итак:
- Понятно: минералка — наиболее дешевый вариант, на нём рекомендуется минимальный пробег между следующими заменами
- Промывка масляной системы обязательна при каждой замене из-за того, что минералка любит оставлять после себя всевозможные отложения
- Полусинтетическое масло – стоит дороже и, конечно же, более стабильно функционирует и сохраняет необходимые свойства на протяжении всего срока эксплуатации
- Она лучше промывает двигатель, однако при жесткой эксплуатации (при высоких температурах, либо плохом качестве топлива и так далее) тоже быстро теряет ценные свойства
- Синтетика — наиболее дорогое, однако оно самое стабильное! производится искусственно в лаборатории и практически безупречно, так как сохраняет все свои ценные свойства в любых условиях, чистит, моет, охлаждает, смазывает, а так же замерзает лишь при крайне низких температурах
Выбираем смазку по классификации API
В качестве примера разберем маркировку API SJ/CF-4:
- Первая буква «S» — означает для бензиновых двигателей
- Если первая буква «C» — то масло предназначено для дизельного мотора
- Тут все понятно и довольно просто, чем выше стоит буква по алфавиту, значит масло более современное и качественное, например, маркировка SH, SJ, SL, SM.
- Следует понимать, что если, к примеру, в двигатель ваз 2101 залить смазку класса SM, хуже конечно ему не будет, однако лучше тоже!
- Не забывайте, что двигатель ваз 2101 разработан много лет назад, и такого масла тогда не было, поэтому такое приобретение бесполезная трата (переплата) денег
Теперь выбираем по классификации SAE
На смазках заграничного производства, да и не только, часто встречается подобная маркировка: 0W20 либо 5W30 или 10W40 и так далее. Чтобы в ней разобраться, вам важно знать значение цифр.
Это наиболее сложный вопрос:
- С одной стороны производитель двигателя, который конкретно предписывает масло для каждого агрегата, которое необходимо в него заливать
- С другой стороны существуют условия, не предусмотренные инженером: например низкие температуры запуска либо тюнинг двигателя, который подразумевает рост температуры смазки, более высокое давление и так далее
И так разберемся в значении этих цифр, они отражают температурную вязкость:
- Первая цифра обозначает, при какой температуре смазка сохраняет текучесть и может быть прокачана масляным насосом
- Градация очень простая: например возьмем 0W(-40), 5W(-35), 10W(-30), и так далее
- Продавцы масел часто указывают на первую цифру как на температуру замерзания смазки, на самом деле это значение температуры, при которой смазка теряет текучесть (перестает течь, загустевает)!
- А температура, при которой она не прокачивается насосом выше градусов на 7-10, это важно знать, во избежание проблем с запуском мотора зимой
- Вторая цифра показывает нам высокотемпературную вязкость! А ни какую то способность масла работать в условиях высоких температур и прочую непонятную нам хрень!
- Чем выше эта цифра, тем гуще смазка становится при рабочей температуре мотора (когда двигатель прогрелся – ему уже все равно, какая температура сейчас на улице)
- Убедиться в этом вы можете, открыв любое руководство на любое масло и прочесть в физико-химических его характеристиках графу: “Вязкость кинематическая при ста градусах Цельсия”
Что касается марки, то вы можете выбрать для применения смазки как отечественных, так и смазки зарубежных производителей:
- Среди отечественных пользуются спросом: «Рексол Унивесал» (1OW-30 либо 1OW-40), «Уфойл» (1OW-30 или 15W-40), «Уфалюб» (15W-40), «Новойл-Мотор» (15W-30), «Ангрол» (1OW-30)
- Иностранных марок, тоже достаточно широкий выбор: Castrol GTX (15W-40), Shell Super Plus (1OW-40 либо 15W-40), Elf Sporty (1OW-30 или15W-40), Agip Supermotoroil (1OW-30 или 15W-40),Esso Ultra Oil X (1OW-40)
Промывка двигателя
Основные вопросы, тревожащие любого автолюбителя: Нужно ли промывать мотор при замене масла? И если да, как это правильно сделать?
В каких случаях промывка необходима, а в каких ее можно избежать?
Обязательно необходима промывка двигателя в следующих случаях:
- Когда вы меняете смазку, но при этом не знаете, какое масло использовал предыдущий владелец, то есть когда вы меняете его впервые
- Когда решили сменить тип масла
- Если перешли на другую марку
- Если смазка в двигателе (отработавшая) очень грязная
Относительно других случаев мнения расходятся: одна часть владельцев промывает и другим советуют, что мыть необходимо, другие говорят, что совсем мне обязательно.
- Когда производите смену смазки с изменением одного типа на другой промывать двигатель необходимо обязательно
- Масла разных типов и марок нельзя смешивать ни в коем случае, потому что когда они смешиваются, масло сворачивается и теряет все свои свойства, двигатель при этом быстро начинает стучать и его приходится ремонтировать, а иногда даже и менять
- Вы только представьте, в какую сумму вам обойдётся капитальный ремонт любимой «копейки», это цена халатного отношения к замене масла
Рассмотрим случай, когда владелец машины не знает, смазку какой марки, и какого типа использовал ее предыдущий владелец, минеральное или все же синтетическое:
- Вы легко можете провести тест — капните масло, слитое из двигателя в небольшую емкость, добавьте туда каплю нового из канистры, смешайте их, если ничего не произошло, значит вполне можно заливать в двигатель выбранную вами марку и тип
- Если образуется взвесь (появляются хлопья, осадок или пенится), то смешивать их нельзя
- Замена только после промывки двигателя
Промыть двигатель можно двумя способами: Используя пятиминутную промывку либо специальное промывочное масло.
Начнем с промывания (пятиминуткой):
- Это самый простой способ промывки двигателя, который занимает минимум времени
- Пятиминутка – концентрат из моющих частиц, заливается в двигатель на пять минут до замены смазки и сливается вместе с отработкой
- Минус такого промывания в том, что происходит вымывание очень интенсивно (буквально начисто), вымываются даже «полезные» отложения
- После пятиминутки текут сальники – причем довольно часто, это происходит из за разжижения смазки
- Пользуйтесь инструкцией при применении пятиминутки, обязательно сливайте масло через пять минут
- Некоторые водители катаются, не сливая пятиминутку – это большая ошибка, цену такой ошибки мы уже озвучивали выше
- Будет ли машине лучше или хуже от такой промывки, зависит от правильности ее применения! Все зависит только от вашего решения и знаний
Наиболее эффективным промыванием считается промывание с применением промывочного масла, оно содержит много больше моющих реагентов:
- Его тоже вливают в двигатель (отработавшее предварительно сливается) всего на 5-10минут
- Затем оно сливается и заливается новое масло
- Плюс от такого промывания в том, что вымывание происходит более мягко, и не затрагиваются «полезные, нужные» отложения
- Минус состоит в том, что промывочные смазки изготавливаются на основе минералки, и могут не сочетаться с синтетикой
Существует еще третий, наиболее дорогой вариант промывки двигателя:
- Это промывание мотора собственным «новым» маслом, заливаете то, на котором собираетесь ездить, меняете его через короткое время
- При потемнении смазки, ее нужно менять чаще, и не забывать про замену масляного фильтра
Инструмент
Замена масла двигателя ваз 2101 производится с использованием следующего инструмента:
- Шестигранник на 12 и (как рычаг) металлическая трубка имеющая немного больший внутренний диаметр
- Для выкручивания масляного фильтра понадобится специальный ключ (при его отсутствии, то остается еще два варианта – отвертка и собственные руки)
- Ключ на 17 накидной либо торцовый может пригодиться, когда на поддоне картера находится не стандартная пробка
- Чистая ветошь
- Пустая емкость для отработки
Порядок выполнения работ
Прежде чем приступить к замене смазки своими руками, загоняем машину на яму либо эстакаду:
- Если промываем пятиминуткой, то пора ее залить! Если нет, пропускаем этот пункт
- Двигатель автомобиля прогреваем до рабочей температуры (около 80-ти градусов), после чего глушим его
- Используя шестигранный ключ на «12» выкручиваем сливную пробку из поддона двигателя (смотрите фото 2)
- Заранее подставляем приготовленную емкость для слива отработки
- Чтобы масло лучше стекало, открутите крышку, расположенную на заливной горловине
- Если промываем двигатель, то закручиваем пробку и заливаем промывочное масло, даем поработать 5-10 минут, сливаем промывку и переходим к следующему пункту, если замена без промывки, пропустите этот пункт
- Откручиваем масляный фильтр, используя специальный ключ (фото 3)
- Когда ключа нет, попробуйте открутить фильтр усилием двух рук, добраться до него совсем не трудно
- Если руками фильтр открутить не удалось, вам поможет отвертка, забиваете прочную отвертку в корпус фильтра, подальше от мотора
- Выкручиваете фильтр, используя отвертку как рычаг
- После полного стекания масла с двигателя, заворачиваем обратно в поддон сливную пробку
- Наполните корпус нового фильтра примерно на половину свежим маслом, прежде чем прикручивать его на место (это поможет спасти детали мотора от вращения в сухую), и смажьте уплотнительное резиновое кольцо фильтра
- Будет не лишним протереть ветошью посадочное место фильтра на блоке мотора
Внимание: Масляный фильтр обратно закручивается руками!
- Только после этого можно заливать масло в двигатель
- Контролируйте уровень при помощи щупа
- Уровень должен находиться между отметками MAX и MIN либо не доходить до отметки MAX 2-3 миллиметра.
- Запускаем двигатель, пусть поработает пару минут (лампа давления смазки в двигателе должна потухнуть в течение первых 4-5 секунд)
- После этого заглушите двигатель, дайте ему постоять 5 минут и только потом проверяйте уровень снова
- Проверьте сливную пробку и масляный фильтр на отсутствие утечки масла. Долейте при необходимости до нужного уровня
Вот и все, как видите, задача была не сложная.
По-моему, тут все просто и ясно. Однако вы всегда можете воспользоваться нашим видео, если что-то не понятно.