Замена маслосъемных колец ваз – это очень серьезная работа, но и с ней можно справиться своими руками. В частности, замена маслосъемных колец на ваз 2110 подразумевает большое количество рабочих этапов, проводить которые нужно строго по инструкции.
Поршневые кольца
Маслосъемные кольца или поршневые, как их еще называют, являются незамкнутыми составляющими, плотно посаженными в канавках. Установлены они бывают на внешних поверхностей поршней.
Когда происходит износ этих самых колец, объяснимый вследствие трения и взаимодействия их с различными металлическими составляющими и газами, требуется срочная замена.
Если исходить из краткой точки зрения, то поршневые кольца выполняют целых три основных функции:
- улучшают передачу тепла через стенки цилиндра и защищают поршень от перегрева;
- герметизируют камеру сгорания или камеру расширения (иными словами кольца не допускают, чтобы газы проникали в картер мотора);
- регулируют расход смазки, равномерно распределяя масляную пленку по поверхности цилиндра.
Из-за чего кольца изнашиваются
В первую очередь, автомобилистам следует обратить внимание на следующие признаки:
- из выхлопной трубы выходят газы сизого цвета;
- увеличивается расход топлива;
- смазки угорает намного больше обычного (за 1000 км пробега с отметки «max» опускается на «min»);
- показатель компрессии двигателя опускается ниже 9.
Если были замечены все эти признаки одновременно, то значит, пришла пора менять поршневые кольца(см.Замена поршневых колец своими силами), так как другое ничего не поможет.
Чтобы в оптимальной мере обеспечивать работу двигателя, кольца должны четко и вплотную прилегать к поверхности поршня.
К сожалению, со временем геометрия цилиндра деформируется, а зазоры увеличиваются в канавках поршней и стыках колец. Таким образом, нарушается упругость самих колец.
Что происходит в результате? Герметизация нарушается, а газы начинают проникать в картер двигателя и износ всей поршневой группы значительно повышается.
По мере того, как увеличивается износ колец и остальных деталей поршневой(см.Правильная замена поршневой на ваз 2106), увеличивается количество газов, а вентиляция картера уже не справляется и тем самым значительно повышается давление. Оно способствует выдавливанию смазки через сальники коленвала, гнездо трамблера и прокладки.
В этом случае, как и было сказано выше, поможет только грамотная замена поршневых колец. Процедура эта не столь дорогостоящая, как ремонт двигателя, но все же, рекомендуется научиться проводить этот процесс самостоятельно.
Замена колец
Теперь пришла пора начать замену колец.
Приступаем:
- отсоединяем с аккумулятора минусовую клемму;
- масло и ОЖ сливаем.
Примечание. Так как в дальнейшем старое масло уже использовать не рекомендуется, то как раз откручиваем и масляный фильтр, который в процессе установки заменим на новый.
- демонтируем все составляющие, которые мешают добраться до поддона и ГБЦ (глушитель, воздушный фильтр, стартер, газовый привод вместе с тросом подсоса и т.д);
- демонтируем затем звездочку распредвала, держа ее отверткой, чтобы не прокручивалась;
- откручиваем болт, который фиксирует звездочку;
- затем нужно перейти к снятию постели распредвала и головки блока;
- теперь нужно будет расслабить крепление левой опоры мотора и открутить его полностью;
- эту часть двигателя приподнимаем;
- откручиваем поддон;
- затем переходим к демонтажу крышки шатунов;
- одновременно с шатунами, выталкиваем поршня вверх;
Примечание. Нужно будет внимательно осмотреть поршни на наличие сколов и трещин. Если же все в порядке, то нужно демонтировать старые кольца и очистить их от нагара.
Совет. Не забываем проверить состояние вкладышей. В принципе, их рекомендуется сразу поменять, чтобы в дальнейшем вновь не вскрывать двигатель.
В процессе снятия старых колец, можно заодно потренироваться в их грамотной установке. Рекомендуется прощупывать руками упругость металлических составляющих и толщину канавки.
Еще один метод тренировки подразумевает снятие старого кольца и его повторную установку. Делать это нужно несколько раз подряд, не боясь сломать кольцо.
Что касается очистки канавок, то делать это можно самим кольцом, разумеется старым. Можно почистить канавки и с помощью специального приспособления, как показано на фото ниже:
Проверка зазоров
Как известно, установка колец требует правильной ориентировки. Обычно поршневые кольца проверяют на правильность высоты, ширины и на соответствие канавкам поршня.
Если разместить кольцо в канавке, а потом воспользоваться специальным набором щупов, провести проверку будет намного легче.
Примечание. Следует знать, что зазор не должен превышать или быть меньше показателя 0.05-0,1 мм. Если зазор больше значения в 0.12 мм, это означает то, что у кольца или канавки недопустимое отклонение от нормы.
Зазор также необходимо проверять в замках кольца. Показатель значения должен быть равен 0,4-0,6 мм.
Вообще, принято измерять зазор колец в двух категориях:
- в боковом значении;
- в торцевом значении.
Что касается бокового зазора, то он имеет следующие значения:
- между стенкой канавки и 1-ым кольцом – 0,045-0,08 мм;
- между вторым кольцом и канавкой – 0,02-0,055 мм.
Примечание. Что касается допуска износа для всех зазоров, то он равен 0,015 мм.
Что касается торцевого значения, то оно должно быть равным 0,25-0,45 мм. А допуск износа в данном случае должен равняться 1 мм.
Если наблюдается зазор, но он небольшой, кольцо можно сточить. Если же зазор слишком большой, кольцо заменяют новым.
Примечание. Подпиливание кольца до нужного размера проводится с помощью специального алмазного круга.
Установка
Прежде, чем проводить установку колец, нужно внимательно рассмотреть их. В частности, нужно суметь определить, какое из колец верхнее, а какое второе.
Кроме того, нужно суметь на кольце найти метку, указывающую, какой стороной кольцо устанавливается в сторону поршня.
Так как монтаж маслосъемных колец будет проходить в частном гараже, то наличие дорогого оборудования или специальных инструментов здесь ни к чему. В данном случае, умельцы и мастера на все руки советуют воспользоваться обычной пустой консервной банкой.
Из нее следует вырезать металлические полоски равного размера и установить по всей окружности поршня.
Совет. Одну полоску оставляем под так называемым «замком» кольца, дабы предотвратить появление царапин.
Дальше делаем так:
- кольцо двигаем по металлическим полоскам вниз так, чтобы оно оказалось прямо напротив своего посадочного места;
- после этого поднимаем полоски вверх и кольца сами ложатся в канавку (если замеры зазоров были проведены правильно);
- повторяем операцию аналогичным образом и с другими кольцами.
Примечание. Конечно же, данную операцию можно провести и без металлических полосок, так сказать, голыми руками. Но в этом случае велик риск сломать кольцо и поцарапать сам поршень.
Установка поршневых колец подразумевает смазывание их маслом. Затем кольцо вставляется в блок цилиндров сверху и с помощью самодельной оправки вдавливается.
Примечание. Первым делом устанавливается маслосъемное кольцо.
При установке коробчатого маслосъемного кольца, имеющего расширитель в виде спиральной пружины, сам замок необходимо сместить на 180 градусов относительно кольца. Если же устанавливается составное маслосъемное кольцо, то устанавливается расширитель.
Примечание. Нужно убедиться в том, что расширитель встал на место правильно. Только после этого нужно будет установить нижнее пластинчатое кольцо, а потом и верхнее.
Что касается замков колец, то их следует установить под углом 180 градусов относительно друг друга.
Совет. Нельзя разжимать концы кольца более, чем это необходимо для установки его на поршень.
После установки колец нужно убедиться в том, что кольца без заеданий вращаются в своих канавках. А при сжатии кольца, оно должно полностью утопать в канавке и не выступать за пределы поверхности поршня.
Зазор после установки проверяют еще раз. Имеется ввиду боковой зазор.
Часто в самом руководстве автомобиля значится, как проводить замену. В этом случае, нужно будет устанавливать кольца в строгом соответствии с инструкцией.
Если же подобные указания в инструкции отсутствуют, нужно соблюдать общие правила установки.
Примечание. Нельзя располагать замки поршневых колец посередине опорных поверхностей поршня. Также нельзя располагать замки на стороне торцевых поверхностей поршневого пальца.
Установку маслосъемных колец принято проводить после просмотра вот этого видео.
Процесс сборки
Проводим сборку в обратной последовательности:
- вначале устанавливаем на место масляный насос;
- устанавливаем новую прокладку поддона;
- ставим сам поддон;
- двигатель опускаем на место, прикручивая левую опору.
Примечание. В процессе рекомендуется также заменить и прокладку ГБЦ, смазав ее предварительно графитом.
- головку блока устанавливаем на место и затягиваем.
Примечание. Затягивать ГБЦ нужно особым манером. Сначала нужно протянуть болты с моментом в 20 Н/м, то есть в пол-силы. После этого уже с большим усилием, равным 70 Н/м.
- устанавливаем по заранее намеченным меткам положение коленвала;
- совмещаем метки с помощью звездочки, устанавливая постель распредвала;
- звездочку ставим на место;
- надеваем на нее цепь и затягиваем болт;
- двигатель после натягивания цепи прокручиваем на пару оборотов;
- устанавливаем на место все навесное оборудование;
- не забываем поставить новый масляный фильтр;
- заливаем новое масло и ОЖ;
- ставим клемму аккумулятора на место;
- заводим двигатель.
Вот и все. Как видно из статьи, своими руками можно разобрать вал, заменить кольца и снова все аккуратно поставить на места без особых проблем.
Главное – делать все, как того требует инструкция, а остальное приложится. Так можно и неплохо сэкономить, ведь цена на услуги подобного рода в автосервисах довольно высокая.
Поэтому, если нужно заменить кольца на ваз 2106 или другой модели, можно уже смело к процессу приступать.