Возникающий, при быстром наборе скорости, за автомобилем сизый дым может указывать, что требуют замены колпачки маслосъемные ВАЗ2109, иначе их называют сальниками клапанов. Эти элементы уплотняют направляющие втулки со стержнями клапанов, что не допускает проникновение масла в зазор.
- На ранних моделях автомобилей ВАЗ использовались фторопластовые неармированные маслосъемные колпачки.
- Современные детали изготавливаются из резины. Стальная втулка поджимает к стержню клапана кромку элемента.
Это позволяет уменьшить риск возникновения перекосов в устройстве при работе двигателя. Пробег автомобиля увеличивается до 150 000 километров, что дает использование в качестве материала фторкаучука и акрилата. - Маслосъемные колпачки на ВАЗ 2109должны использоваться только этой модели автомобиля. Редко можно допустить использование деталей от другой марки авто:
- когда возникла необходимость в срочной замене одного колпачка. В этом случае можно взять элемент с другого автомобиля, но они не должны ухудшить надежность машины;
- отсутствуют изделия в автомагазинах или очень большая цена «родных» колпачков по сравнению с теми, что имеются в продаже.
Особенности замены маслосъемных колпачков
Инструкция указывает, что замена маслосъемных колпачков с других марок автомобилей должна выполняться с учетом следующих рекомендаций:
- Диаметры стержня клапана и посадочного пояска направляющей втулки должны совпадать.
- Максимальное отклонение по высоте, ранее установленного изделия и нового, не должно превышать 0,5 миллиметров. Это предохранит колпачок от повреждения при наибольшем ходе клапана.
- Новый колпачок и втулка должны иметь примерно одинаковую длину посадочных мест. Короткий поясок колпачка может нарушить уплотнение. Втулка отожмет его кромку от оси клапана.
- Когда ставятся новые маслосъёмные колпачки ВАЗ 2109 нужно обращать внимание на год их выпуска.
Совет: Установка маслосъемных колпачков современного исполнения улучшает качество уплотнения за счет точного совпадения сопрягаемых размеров.
Как на автомобиле ВАЗ 2109 заменить маслосъемные колпачки
Заменить маслосъемные колпачки ВАЗ 2109можно со снятием головки цилиндров или, не вытаскивая узел из машины.
Для работы нужно иметь:
- Восьмимиллиметровый оловянный пруток или припой.
- Пинцет.
- Оправку для напрессовки колпачков.
- Отвертку.
- Съемники: для колпачков и клапанных пружин.
Порядок выполнения работ своими руками заключается в следующем:
- Отсоединяется аккумуляторная батарея.
- С головки блока снимается крышка.
- Зубчатый шкив удаляется с распределительного вала.
- Откручиваются гайки, удерживающие провода «массы», со шпилек снимаются наконечники проводов.
- Отворачиваются элементы крепления задней крышки ГБ.
Совет: Уплотнительное кольцо нужно снимать осторожно. После визуального осмотра ее нужно отложить в сторону и использовать, если на нем нет дефектов.
- Снимается с головки блока задняя крышка.
- На распределительном валу освобождаются от фиксации корпуса подшипников, удаляются шайбы, оба корпуса.
Совет: Нужно следить, чтобы не потерялась шпонка на распредвалу, ее лучше убрать.
- С ГБ снимается распределительный вал.
- Удаляется сальник с распредвала.
- Поворачивается коленчатый вал пока поршень, соответствующего клапана, расположится в ВМТ.
Совет: Чтобы клапан не провалился вниз нужно свечу вывернуть, а в это отверстие вставить прутик так, что он будет между клапаном и поршнем.
- Устанавливается приспособление для сжатия пружин клапана.
- Пинцетом аккуратно вынимаются сухари.
- Снимается приспособление.
- Извлекаются: тарелка пружин, расположенная вверху; пружины клапана – наружная и внутренняя.
- Устанавливается цанга приспособления на колпачок, что хорошо видно на фото.
- Нужно резко ударить бойком по втулке приспособления, а затем по бойку ручки и спрессовать колпачок с втулки, который затем вытаскивается из цанги пассатижами.
Совет: Нужно следить за направлением прикладываемого усилия, оно должно быть строго вверх, колпачки не должны проворачиваться. В противном случае их можно повредить.
- С колпачков лучше снять пружины.
- Изделия смазываются моторным маслом и устанавливаются в оправку.
- Детали до упора запрессовываются осторожно в нижнюю тарелку.
- Ставится пружина и тарелка клапана.
- Устанавливаются сухари с помощью приспособления таким образом, чтобы они попали в проточку клапана.
- Вытаскивается из свечного отверстия прутик.
- Для установки сухарей на место нужно ударить молотком по торцам клапанов металлическим стержнем.
- Смазываются моторным маслом опоры распределительного вала в головке блока цилиндров и шайбы, регулирующие толкатель.
- При установке в опоры ГБ распредвала нужно направлять в сторону от толкателей клапанов кулачки первого цилиндра.
- Этим же маслом смазываются шейки и кулачки распредвала.
- На ГБ и на поверхности крайних опор тонким слоем наноситься герметик.
- На распредвал устанавливаются корпуса подшипников, надеваются шайбы на шпильки, закручиваются гайки в два этапа:
- гайки затягиваются до соприкосновения с поверхностью головки болта. При этом направляющие втулки должны войти в отверстия корпуса подшипников;
- гайки затягиваются окончательно.
- Ставятся на место сальники распредвала.
- Регулируются зазоры в приводе клапана.
- Собирается в обратном порядке весь узел.
Как производится установка маслосъемных колпачков ВАЗ 2109 хорошо видно на видео.