Ваз 2109 двигатель инжекторный не новость. Еще с 1994 годов на автомобили семейства Лада стали устанавливаться такие агрегаты.
Как известно, всегда были сторонники и противники как варианта карбюраторного, так и инжекторного. На Ваз 2109 инжекторный запуск двигателя означает меньше вредных выбросов в окружающую среду, лучшую динамику на высоких оборотах и многое другое.
Из данной публикации вы узнаете не только разницу между обоими типами двигателя, но и получите ценные советы о том, как поменять карбюраторный агрегат на инжекторный, своими руками.
Итак, достоинств и у того, и у другого агрегата, хоть отбавляй. Прежде, чем выбрать, какой мотор выбрать для своей «девятки», рекомендуется определиться с тем, в каком режиме большую часть времени эксплуатируется автомобиль. Все это имеет немалое значение.
Карбюраторный мотор на Ваз 2109
Что тут скажешь. До сих пор многие уважают этот тип двигателя, несмотря на его моральное устарение.
Как известно, на серийные автомобили сегодня такие моторы не ставятся, но на дорогах встречается немало экземпляров с карбюраторным агрегатом.
Примечание. Карбюраторные варианты моторов уже давно получили нагоняй в развитых странах. В Европе, где экологии и чистоте воздуха уделяется большое значение, такие двигатели давно в черном списке.
В принципе, большой выброс вредных веществ в атмосферу и является первым и самым главным недостатком таких двигателей.
Из других особенностей этого мотора можно выделить следующее:
- На высоких оборотах «карбюратор» значительно снижает свои возможности. Речь идет о крутящем моменте, который, впрочем, наиболее высок на низких оборотах.
Примечание. В частности, на высоких скоростях автомобилю Ваз 2109 с карбюраторным силовым агрегатом сложнее бывает совершать обгон, ввиду того, что приемистость автомобиля значительно снижается. С другой стороны, при старте с места такой двигатель позволяет нарастить требуемую скорость очень быстро (14 или 16 с/100 км/ч).
- Большой расход топлива по сравнению с инжектором, еще один минус. Как известно, карбюратор поглощает столько горючего, сколько требуется. К примеру, при больших нагрузках ему потребуется много топлива (обычный расход – 8,7 л/100 км);
- Наличие ручного управления воздушной заслонкой – это и минус, но в холодное время года это дает, как выражаются опытные автомобилисты, «прочувствовать» двигатель.
Примечание. На некоторых моделях Ваз 2109 с карбюраторным агрегатом, вышедших в последнее время, даже ставилось автоуправление этой заслонкой.
Имеет такой двигатель, конечно же, и свои преимущества:
- В первую очередь цена на карбюратор значительно дешевле;
- Обслуживание его тоже проводится намного легче и недорого;
- Отсутствие каких-либо блоков управления на микроконтроллерах любителями карбюраторных Ваз 2109 рассматривается, как преимущество;
- Ремонт карбюратора опытный водитель способен выполнить где угодно, даже в чистом поле, без наличия специальных инструментов и помощника.
Примечание. Один из вариантов быстрого ремонта карбюратора подразумевает продувку, когда меняются местами два бронепровода. А вот с инжекторным двигателем такое точно осуществить не получится.
Инжектор
Как и в вышеописанном случае, здесь присутствуют свои преимущества и недостатки. Если можно так выразиться, то все плюсы «карбюратора», это минусы инжектора и наоборот.
Особенности
Они следующие:
- У инжекторного двигателя меньший выброс вредных веществ, он более подходит к современным требованиям, чем карбюраторный;
- Крутящий момент – обратная с «карбюратором» ситуация. Здесь на малых оборотах недостаточная производительность, но на высокой скорости у такого мотора открывается чуть ли не второе дыхание;
- Обслуживание инжектора обойдется несколько дороже;
- Инжектор надо заправлять чистым топливом (в противном случае, забьются форсунки), тогда как в карбюратор льется практически все, что попало;
- Неисправности инжектора показывает диагностика, за проведение которой надо, опять же, выложить кругленькую сумму;
- У инжектора зато ниже расход топлива, особенно на трассе (6-7 л/100 км). Объяснить такое преимущество просто: форсунками на таком двигателе управляет компьютер, подающий строго отмеренное количество горючего.
Совет. Количество подаваемого топлива зависит от прошивки ЭБУ. И если, ваш Ваз 2109 с инжектором потребляет топлива больше нормы, возможно, это ошибки в ПО.
- Никаких «подсосов» или чего-то похожего, в процессе обслуживания инжекторного двигателя задействовать не нужно. Все обороты агрегата будут регулироваться электроникой;
- Сегодня многие владельцы устанавливают на автомобили ГБО 4 поколения. На Ваз 2109 такой комплект поставить гораздо проще, чем на вариант с карбюратором.
Переделка карбюратора в инжектор
Сделать это возможно. Как и обещали, приводим инструкцию. Переделка может быть проведена в собственном гараже, желательно с помощником.
Объект
Объектом переделки может стать не только Ваз 2109, но и «восьмерка», а также Ваз 21099 (авто с карбюраторными двигателями). Цель и задача операции: переделать агрегат в 16-клапанный инжектор, установив ГБЦ от Ваз 2112.
Уже на стадии окончания переделки, не проделав даже настройки ЭБУ, чувствуется большая разница.
Повышается динамика автомобиля, демонстрируется иное поведение машины на трассе, уменьшается расход бензина. С другой стороны, ухудшаются характеристики авто на низких оборотах, но они компенсируются улучшением тяги на высоких оборотах (после 2000 об/мин).
Примечание. Любой владелец «девятки» обрадуется тому, что теперь его автомобиль будет на 4-й скорости показывать такой же разгон, как в прошлом на 3-й. Лишь бы дорога была прямой, тогда «инжектор» себя покажет и легко выйдет на уровень 5000 об/мин.
Подготовка
Операция, конечно же, подразумевает грамотную подготовку.
Следующие составляющие должны быть, как говорится, под рукой, обязательно:
- ГБЦ от «двенашки», укомплектованную ресивером и коллекторами;
- Специальный регулятор детонации (датчик);
- Дроссельный патрубок с регулятором положения заслонки;
- ДМРВ и многое другое (подробный список можно прочитать или скачать из других статей нашего сайта).
Операция по переделке пошагово
Начинаем процедуру:
- ГБЦ демонтируем;
- Одновременно снимаем также: все навесное оборудование топливной зоны, бензобак, систему зажигания;
- Убираем генератор, термостат, полностью все шкивы и ремни;
- Теперь ставим новый бензобак с насосом (от модели Ваз с инжектором);
- Демонтируем карбюратор, а также составляющие системы зажигания, требующие замены;
- Отсоединяем все шланги и патрубки системы охлаждения (будем ставить новый комплект от «двенашки»);
- Снимаем поддон;
- Устанавливаем новые поршни от «двенашки» (под плавающие пальцы) и шатуны на «10».
Примечание. Замена в данном случае просто необходима, так как штатные поршни и шатуны рассчитаны на меньшую степень сжатия и нам нужны компоненты, имеющие специальные выемки для других клапанов.
Продолжаем:
- Ставим новый агрегат с отливом для ДПКВ на крышке, вместо штатного маслонасоса.
Совет. Чтобы не менять весь насос, имеется другая возможность. Надо только найти мощный шестигранник и попробовать снять только крышку и заменить.
- Все патрубки от системы охлаждения ставим новые.
Примечание. Рационально будет заменить весь комплект в сборе, а не терять время на поиск целых шлангов. Это правильнее, тем более, что новый комплект стоит недорого.
Идем дальше:
- Подготавливаем все для установки 16-клапанной головки.
Примечание. В принципе, расположение крепежных элементов совпадает на Ваз 2109, но болты старой головки слишком длинные. Придется их укоротить. Кроме того, надо будет в новой головке рассверлить отверстия под размер 12.
- Ставим новые топливные магистрали (от «двенашки» или других моделей с инжекторными двигателями);
- Соединяем новый топливный бак к магистралям;
- К топливному насосу прокладываем нужную проводку от БУ, а регуляторы уровня топлива оставляем штатные.
Примечание. Вырезаем в стенке моторного отсека отверстие, откуда и прокладываем проводку. Делается это для того, чтобы не удлинять штатные провода. Похожую схему проводки можно увидеть на Ваз 2110.
- Устанавливаем регулятор детонации. Для этого сверлим отверстие в блоке, а затем нарезаем резьбу на «8»;
- Меняем обязательно водяной насос (помпу) на соответствующий агрегат «двенашки»;
- Заменяем также сапун для вентиляции картера вместе с масляным щупом;
- Ставим ГБЦ, не забывая прежде поменять прокладку на новую. Она должна соответствовать новой головке.
Совет. Чтобы уменьшить сопротивление в каналах, рекомендуется перед установкой подготовить головку и коллекторы. Для этого убираем все выступы в местах соединения, пройдясь по ним шарошкой.
- Термостат можно поставить от инжектороной «Самары»;
- Патрубки для ОЖ соединяем;
- Задняя крышка ГРМ и ролики должны быть сняты. Не забываем демонтировать также шкивы от «двенашки».
Примечание. Ремень надо устанавливать по меткам.
- Ставим новый генератор с приводом.
Это важно знать. У нового генератора верхний крепежный элемент останется не задействованным, ведь в блоке он не предусмотрен. Придется надеяться на два нижних штатных болта, но они держать будут крепко (проверено).
- На место ставим все регуляторы (датчики);
- Крышку клапанов ставим на герметик;
- Собираем на место модуль зажигания, все провода свечей и остальное;
- На место ставим воздушный фильтр;
- Теперь надо заняться выхлопной системой. Глушитель можно оставить штатный, но резонатор и другие части надо обязательно поставить новые;
- Подсоединяем проводку к торпедо и замку;
- Заливаем топливо, масло;
- Заводим мотор и вперед.
В конце статьи приводим технические характеристики Ваз 2109 обоих вариантов:
Карбюратор | Инжектор | |
Диаметр цилиндров, мм | 76 | 82 |
Мощность, кВт | 64 | 78 |
Расход топлива город/трасса, л/100 км | 9/8,7 | 9,5/7 |
Разгон до 100 км/ч, с | 16 | 13 |
Максимальная скорость, км/ч | 148 | 155 |
В процессе переделки крайне рекомендуется посмотреть видео обзор, изучить подходящие фото – материалы, схемы. Цена такой установки будет минимальной, ведь покупать практически ничего не нужно.