О том, что замена маслосъемных колпачков на ваз 21053 уже не за горами можно понять по нескольким признакам:
- Во-первых, если при пуске двигателя и во время торможения оным с сильной нагрузкой наблюдается кратковременное появление из выхлопной трубы дыма голубоватого оттенка (постоянное дымление при этом не наблюдается);
- Во-вторых, расход масла существенно увеличился при отсутствии внешних утечек масла;
- В-третьих, электроды свечей зажигания покрыты замасленными отложениями;
- В-четвертых, расход топлива не увеличился;
- И в-пятых, компрессия в цилиндрах двигателя одинакова и близка к номинальному значению.
Совет! При измерении компрессии имейте в виду, что высокие показатели могут быть получены за счет обильного попадания масла в камеру сгорания. То есть, если после «шприцивания» в цилиндр пары «кубиков масла» компрессия существенно повышается, это говорит об износе компрессионных колец.
Проверка работы колпачков
Если вы все еще сомневаетесь, и лелеете надежду, что все пройдет само собой, то убедиться в том, что замена маслосъемных колпачков ваз 21053 это приговор, вам поможет следующий эксперимент.
На хорошо прогретом двигателе «прогазуйте» его до максимальных оборотов. Если при первых «прогазовках» из выхлопной трубы появляется дым голубого оттенка, а при последующих этого не происходит, то виновником этого «конфуза» однозначно являются маслосъемные колпачки.
Замена
Данная операция не считается слишком сложной и трудоемкой, ее вполне можно сделать своими руками даже не снимая с блока цилиндров головку двигателя, к тому же цена ремонта вас точно приятно удивит по сравнению со стоимостью работ специалистов в автомастерских.
Для ремонта нам понадобятся:
- Стандартный набор ключей и желательно головок;
- Пинцет;
- Специальный инструмент – рассухариватель.
Подготовка
Для того что бы подобраться к самим клапанам нам следует снять все «навесное» оборудование, для этого:
- Открываем корпус воздушного фильтра и откручиваем его ключом на «восемь» от карбюратора (во время демонтажа отсоединяем шланг системы вентиляции картера и шланги подвода воздуха).
- От карбюратора так же отсоединяем все шланги, топливопровод и тяги привода дроссельной заслонки. Ключом на «тринадцать» откручиваем четыре гайки крепящие карбюратор к впускному коллектору.
Совет! После того как карбюратор снят, закройте отверстия ветошью или картонкой для того чтобы во впускной патрубок не попали посторонние предметы, которые придется уже доставать через операцию снятия головки блока.
- Демонтируем крышку клапанов, предварительно отвернув восемь гаек с помощью ключа на «десять», стараясь не порвать прокладку;
- Выкручиваем все свечи зажигания.
Далее нам необходимо выставить первый (одновременно с четвертым) поршень двигателя в верхнюю мертвую точку приходящуюся на такт сжатия. Это нам необходимо для предотвращения падения клапана в цилиндр двигателя.
Для этого проворачивая коленчатый вал рукояткой или ключом за храповик, ждем момента, когда совпадут метки на звездочке распредвала и на шкиве привода генератора.
Разборка ГРМ
Далее нам необходимо ослабить болт крепления звездочки привода распределительного вала. Для этого необходимо отогнуть стопорную шайбу и включив заднюю передачу (для предотвращения проворачивания коленвала), резким ударом молотка по надетому на шляпку болта накидному ключу ослабляем его.
Совет! Если коленчатый вал все-таки проворачивается, зафиксируйте его за венцы маховика.
Следующим шагом идет ослабление цепи ГРМ:
- Ослабляется колпачковая гайка натяжителя;
- Вставляется мощная отвертка или монтажная лопатка;
- Поднимаем ее вверх отжимая башмак натяжителя, тем самым ослабляя цепь;
- Затягиваем гайку…
…после чего звездочка ударом по ней деревянным черенком молотка или киянкой сбивается с распредвала, цепь фиксируется от падения в блок двигателя проволокой.
Начинаем демонтаж клапанного механизма:
- Ключом на «семнадцать» ослабляются контргайки и до конца заворачиваются гайки регулировок с помощью ключа на «тринадцать»;
- Гайки корпуса подшипников распредвала откручиваются тем же ключом, после чего он со шпилек снимается в сборе вместе с распределительным валом;
Совет! Между первым клапаном и звездочкой отверстие желательно заложить ветошью, что бы предотвратить падение сухарей в поддон двигателя.
- С головки болта регулировки зазора клапана снимаем рокер: приподнимая его, сдвигаем в бок от клапана, опускаем рокер обратно вниз и отцепляем его от пружины, которая в последствии также снимается.
Совет! Все снимаемые детали желательно складывать в порядке разборки, что бы затем при сборке поставить каждую деталь на свое приработавшееся место.
Демонтаж маслосъемного колпачка
Итак:
- Под нужный клапан через отверстие свечи подставляем подходящий по длине пруток припоя (припой – что бы ни испортить резьбу в блоке двигателя, так как он пластичен и не оставляет царапин);
- Специальным приспособлением, предварительно закрепив его на подходящей шпильке, пружина клапана отжимается;
- Пинцетом вынимаем сухари из посадочного места в верхней шайбе;
- Снимаем верхнюю и нижнюю шайбы, а так же наружную и внутреннюю пружины;
- С помощью специального съемника, а при его отсутствии, с определенной осторожностью, плоскогубцами снимаем старый колпачок.
Запрессовка маслосъемного колпачка
Как правило, с набором новых маслосъемных колпачков прилагаются направляющие втулки, которые необходимо надеть на стержень клапана для того что бы ни повредить рабочую поверхность колпачка.
- Предварительно смазав внутреннюю поверхность колпачка моторным маслом, одеваем его на втулку и продвигаем вниз пока он не соскользнет с поверхности направляющей втулки.
Внимание! Если отсутствуют направляющие втулки, колпачки необходимо надевать на стержень клапана предварительно сняв с них пружинные кольца.
- С помощью специальной оправки запрессовываем колпачок на свое место, до упора (звук при ударах с глухого переходит на звонкий).
Совет! Если под рукой отсутствует оправка для запрессовки колпачков можно подобрать таковую из набора обычных головок, по наружному диаметру жесткой обоймы.
- Если с колпачка снималось пружинное кольцо, одеваем его и засухариваем обратно.
Совет! После того как сухари «сядут на место» ударьте молотком пару раз по верхней чашке, что бы окончательно убедится в их надежной посадке в «гнездо».
Далее все вышеперечисленные действия проводим со вторым клапаном первого цилиндра и с обоими клапанами четвертого. После чего проворачиваем коленчатый вал на (распредвал провернется на ) и производим замену колпачков на втором и на третьем цилиндрах двигателя.
Сборка
Итак:
- Проворачиваем коленчатый вал в исходное положение;
- Устанавливаем рокеры, распредвал (момент затяжек гаек равен 1,87—2,3 кгс*м, протяжка ведется от середины к краю);
- Ставим на место звездочку с цепью (следим, чтобы метки на звездочке и корпусе распределительного вала совпадали);
- Гайка натяжителя цепи ослабляется и коленчатый вал проворачивается на полный оборот, после чего проверяется состояние меток, гайка затягивается и стопорится болт звездочки (затяжка болта с усилием в 4,2—5,2 кгс*м).
Внимание! Прошу не забывать, что колпачки, как и все элементы сопряжений в автомобиле, требуют время на притирку, так что в первое время возможен небольшой угар масла. Но это скорее исключение чем правило.
Далее натягивается цепь, регулируются клапанные зазоры, осуществляется в обратном порядке сборка остального оборудования. Но на этом мы заострять свое внимание не будем, так как данная инструкция с фото так достаточно подробно осветила весь процесс замены колпачков на ваз 21053, что для дополнения статьи никакого видео не требуется.