Генератор автомобиля предназначен для выработки электроэнергии, и осуществляет подзарядку аккумуляторной батареи. В случае нарушения нормального режима работы электрогенератора на автомобиле, его аккумулятор начинает постепенно разряжаться.
И ваш автомобиль далеко не уедет. Все зависит от того на сколько ему хватит заряда аккумуляторной батареи. Выполнить снятие и ремонт генератора ваз 2108 вы сможете самостоятельно.
Начинаем ремонт с выявления причины неисправности, чтобы избежать множества ненужных и трудоемких операций. Наша простая и понятная инструкция по ремонту вам в этом поможет.
Распространенные неисправности
Электрогенератор располагается под капотом машины и работает от ременной передачи.
Самые распространенные причины поломок генератора следующие:
- Ослабла натяжка, либо растянулся ремень генератора
- Неисправно зарядного реле
- Выработались щетки генератора
- Вышел из строя диодный мост
- Заклинило подшипник (или оба подшипника) роторного вала
Проверка с целью выявления неисправностей
Признаки неисправностей и их выявление:
- Прослушиваются посторонние шумы явно слышимые при работе – это вероятный признак износа подшипников вала
- Низкое напряжение, получаемое на «выходе» от генератора – означает износ щеток либо ослабленное натяжение ремня
- Повышение либо понижение напряжения, получаемое на «выходе» может быть вызвано неисправностью диодного моста
Выявление неисправностей через контрольную лампу панели приборов
Что означает загоревшаяся красная лампочка на приборной панели с изображением аккумулятора:
- В любом случае это сигнал о том, что напряжение на выходе агрегата ниже напряжения аккумуляторной батареи либо наоборот напряжение аккумуляторной батареи ниже напряжения, поступающего от генератора
- Когда с повышением оборотов двигателя лампа гаснет скорее всего неполадки связаны с генератором
- Если стала светить ярче — пора менять аккумуляторную батарею
Чтобы выполнить первичную диагностику неисправностей, вам достаточно сделать следующие процедуры:
- Проверьте при помощи вольтметра напряжение на (контактах) клеммах аккумуляторной батареи. На работающем моторе при исправном генераторе на аккумуляторе напряжение должно быть в пределах 13,8 — 14,5 вольт
- На запущенном двигателе прикоснитесь ладонью к корпусу прибора, чтобы обнаружить вибрацию. Когда увеличен износ подшипников вала, их вибрация, передаваемая через корпус генератора, более чем ощутима, перепутать ее с чем-то другим весьма трудно
- Проверьте натяжение ремня: при остановленном двигателе вам необходимо нажать на ремень пальцами – его прогиб не должен превышать 1 — 1,5 сантиметра
Предварительные работы
Вследствие того, что наш агрегат располагается под капотом машины, двигатель придется заглушить, руль выкрутить вправо до упора, открыть капот. Генератор электроэнергии на ваз 2108 установлен впереди мотора.
И располагается в подкапотном пространстве в нижнем левом углу, между мотором и радиатором.
Итак:
- Перед снятием агрегата необходимо отключить «массу» от аккумуляторной батареи, (минусовый контакт, либо обе клеммы)
- Чтобы избежать лишней работы перед снятием агрегата, снимаем с него реле зарядки и проверяем заодно выработку щеток
- Реле зарядки располагается в задней части агрегата и прикреплена к его корпусу двумя винтами
- Чтобы открутить их вам потребуется «крестовая» отвертка
- Откручивая винты, будьте осторожны, чтобы не упали на защиту, иначе придется доставать их оттуда, а это будет еще одной огромной задачей (причем совершенно не нужной)
- Чтобы снять реле, нам необходимо освободить (отсоединить) провод, имеющий контакт типа «мама»
- После того как сняли реле зарядки, визуально осмотрели щетки – принимаем решение, стоит ли приобретать новое реле напряжения либо устанавливаем обратно демонтированное, все зависит от степени износа щеток
- Для нормальной работы щеток необходима длина не менее 4сантиметров
Приступаем к снятию агрегата с двигателя
Приступаем к снятию генератора ваз 2108, ремонт – будет следующим шагом:
- Отсоединяем от агрегата провода – они, как правило, красного цвета входят в две группы
- Первая группа из двух проводов прикреплена гайкой к болту, который расположен на задней крышке
- Вторая группа — из одного провода, соединена с клеммой агрегата посредством контактов «мама — папа», на той же задней крышке генератора.
Чтобы снять генератор с мотора, нам необходимо отвернуть пару гаек и один болт в определенной последовательности:
- Сначала откручиваем гайку, которая крепится к планке натяжителя приводного ремня (расположена в верхней части источника питания)
- Затем отвинчиваем болт, крепящий планку натяжителя к корпусу мотора, снимаем ее
- Третьим этапом отвинчиваем гайку от болта, который крепит кронштейн генератора на блоке двигателя
Полезные рекомендации к снятию
Некоторые нюансы, которые облегчат новичкам процесс снятия агрегата своими руками:
- Кронштейн, крепящий генератор, располагается в нижней части корпуса двигателя, под генератором. Отвинтив его гайку необходимо сразу снять приводной ремень со шкива самого агрегата
- Болт, крепящий генератор следует выдавливать влево из его кронштейна до упора в кузов либо в защиту агрегата
- Необходимо выкрутить два винта расположенных со стороны колеса (правого), которые крепят грязевую защиту к кузову
- Если болт, крепящий генератор по-прежнему упирается в какие-нибудь детали кузова, следует нажать на мотор одной рукой, одновременно вытаскивать болт, работая другой рукой.
Теперь, когда генератор снят с двигателя полностью, мы можем приступать к разборке.
Переходим к разборке
Для разбора электрогенератора вам просто необходимо иметь два важных инструмента:
- Съемник для подшипников
- Тиски
Они значительно облегчат а так же ускорят Вашу работу.
Кроме них пригодится:
- Молоток
- Набор ключей (либо головок)
- Набор отверток
Теперь, когда мы запаслись необходимым инструментом, приступаем к разборке:
- Воспользовавшись ключом на 19, откручиваем гайку, которая крепит крыльчатку на валу
- Для этого необходимо придерживать крыльчатку одной рукой, а другой рукой снимаем гайку, вращая ее против часовой стрелки
- Придется приложить определенные усилия, но эту гайку необходимо открутить
- Крыльчатка застопорена на валу шпилькой, после того, как сняли крыльчатку с вала нам необходимо вынуть эту шпильку
Внимание : Следует запомнить и даже записать расположение распорных шайб на роторном валу и гаек при их снятии. Так как каждый тип прибора — генератора имеет свои неповторимые особенности по их непосредственному расположению, которое не зависит от указаний в инструкциях либо книжках по ремонту.
Запоминайте сразу, а лучше зарисовывайте, порядок расположения таких шайб, установленных на имеющемся у вас агрегате.
- Теперь переворачиваем агрегат вверх задней крышкой, откручиваем, используя ключ на 8 гайки (их четыре)
- Вытаскиваем четыре шпильки, освободившиеся при этом, и высвобождаем лицевую часть корпуса
- В этой части крышки расположен «передний» подшипник, который закреплен пластинами (этот подшипник со стороны привода выходит из строя чаще; причиной его выхода из строя может быть перетяжка ремня привода)
- Снимаем пластины, открутив гайки, затем выбиваем подшипник при помощи наставки из его посадочного места
- Для этого идеально подходит деревянная дощечка, которая по размерам совпадает с диаметром выбиваемого подшипника (можно использовать наставку из мягкого металла, подходящего размера)
- Теперь нам необходимы тиски: накручиваем гайку на роторный вал, зажимаем агрегат или точнее то, что еще не разобрали в тиски
- Его заднюю крышку срываем резким движением вверх с посадочного места
- Теперь, когда мы сняли крышки генератора, у нас зажат в тисках сам роторный вал, на котором находится «задний» подшипник в верхней части, как видим на фото внизу.
- Чтобы демонтировать подшипник с вала, нам необходим специальный съемник
- Надеваем съемник на подшипник и стаскиваем подшипник с вала
- Теперь у нас руках есть два подшипника: «передний» (маленький) и «задний» ( тот что побольше размером) — посмотрите внимательно на их маркировку, приобретайте такие же точно
Важно:Как показывает практика, при покупке новых подшипников , необходимо снять старые. И затем купить новые аналогичные в магазине.
А такие подсказки продавцов типа: «они все одинаковые» либо «если генератор у вас старого образца, однозначно берите вот эти» — часто являются ошибочными. Вернее почти всегда.
Рекомендуем, чтобы сэкономить ваше время, деньги и нервы, проще снять подшипники и уже по их заводской маркировке подбирать аналогичные.
- Этот совет распространяется на выпрямительный блок (диодный мост), который установлен в задней крышке
- Если на блоке видны повреждения, либо окись металлов – рекомендуем без лишних раздумий снять его (он крепится посредством четырех гаек к внутренней части крышки) и незамедлительно приобрести и установить новый
Средняя цена запчастей
Рассмотрим в какую цену обойдется ремонт без помощи специалистов на сто:
- Зарядное реле — около 140 рублей
- Подшипники (оба) – примерно 150 рублей
- Сам диодный мост – около 200 рублей
- Специальный съемник для подшипников – до 100 рублей
Итого ремонт генератора обойдется всего: 590 рублей.
Собираем агрегат
Начинаем сборку для ваз 2108 генератора, ремонт подошел к завершающей стадии:
- Сборка начинается с запрессовки заднего подшипника обратно на вал. Это действие мы выполняем при помощи небольшой дощечки и молотка
- Двумя-тремя сильными ударами насаживаем подшипник на вал
- Если снимали выпрямительный блок – возвращаем его те же четыре шпильки крепления выпрямительного блока, расположенные в задней крышке
- Теперь устанавливаем саму заднюю крышку обратно на ротор, чтобы подшипник до конца «сел» в предназначенное посадочное место, расположенное в задней крышке
- Чтобы упростить процедуру, можно воспользоваться молотком, и бить через деревянный брусок не сильными ударами по крышке, чтобы «посадить» ее полностью на вал
- В нашей передней крышке производим замену малого (переднего) подшипника и закрепляем его пластинами
- Вытаскиваем из тисков агрегат и перед надеванием передней крышки, одеваем на вал распорное кольцо, которое должно находиться между передним шарикоподшипником и упорной выемкой, расположенной на валу
- Ставим переднюю крышку, затягиваем гайки на шпильках «крест-накрест», чтобы затяжка их была равномерной
- Устанавливаем шпонку в выемку роторного вала, после этого насаживаем крыльчатку и затягиваем ее гайкой
Вот генератор собран, сейчас удобно установить на место реле со щетками.
Возвращаем агрегат на место
Порядок установки – процесс обратный снятию:
- Вставляем его в кронштейн крепления
- Одной рукой надавливаем сверху на мотор, а второй рукой, со стороны переднего правого колеса, мы вставляем болт крепления кронштейна на место
- Гайку болта накручиваем, но не затягиваем
- Затем закрепляем при помощи саморезов пылевую защиту
- Теперь надеваем приводной ремень на шкив агрегата и ставим планку натяжителя ремня
- Натягиваем приводной ремень до нужного значения прогиба (1 – 1,5 сантиметра) и одновременно зажимаем гайку, расположенную на плаке натяжителя
- Теперь зажимаем гайку, находящуюся на кронштейне крепления нашего генератора.
Все, агрегат успешно установлен. Для ваз ремонт генератора завершен.
Убедитесь, лишний раз, что клемма минус снята с аккумуляторной батареи и подключите все провода назад к генератору. Помните, что: парные провода прикрепляются гайкой к шпильке, расположенной на задней крышке генератора, а одиночный провод соединяется посредством разъемов типа «мама — папа».
Теперь можно подключить клемму «минус» на аккумуляторную батарею и запустить двигатель.
Если работа была вами проделана правильно, то на ваз 2108 ремонт электрооборудования (генератора в частности) завершен и больше не составляет вам проблемы. Источник питания стал вырабатывать положенное напряжение для работы автомобиля.
Для полной уверенности в исправной работе, можно проверить вольтметром выдаваемое им напряжение.
Если не все понятно в устройстве генератора, то о ремонте ваз 2108 ищите в разделе электрооборудование либо воспользуйтесь обучающим видео.