Ремонт коробки передач ваз 2106 своими силами

Вот она, коробка (КПП)

Вот она, коробка (КПП)

На ваз 2106 устанавливаются четырех  и пяти ступенчатые коробки перемены передач (далее КПП). Пятиступенчатая коробка изготовлена  на базе четырехступенчатой, оба агрегата являются взаимозаменяемыми, основные детали у них одинаковые.
Наша инструкция наглядно покажет вам, как ремонтируется пяти ступенчатая коробка передач ваз 2106 — ремонт начинаем с диагностики неисправностей.

 Диагностируем неисправности

Неисправности, при которых необходим ремонт коробки.

Сильные шумы в коробке

  • Изношенные подшипники;
  • Изношенные зубья шестерен или зубья синхронизаторов;
  • Расшатались валы в корпусе, при работе происходит их осевое смещение.

  Возникают затруднения при переключении передач

  • Изношен сферический шарнир рычага, отсутствие смазывающего состава в узле переключения;
  • Деформирован рычаг переключения;
  • (штоки) возникли заусенцы, прогибы, загрязнились гнезда штоков, заклинивает блокировочные сухари;
  • Засорились шлицы муфты или шлицы ступицы;
    повреждены вилки переключения.

Выскакивание или неполное включение передач

  • Износились лунки под шарики или сами шарики на штоках, поломались пружины фиксаторов;
  • Изношено блокирующее кольцо на синхронизаторе;
  • Поломались пружины синхронизаторов;
  • Изношенные зубья муфт синхронизаторов либо зубчатого венца.

Понижение уровня масла

  • Износились сальники валов коробки;
  •  Ослабло крепление крышек КПП к корпусу, повреждены уплотнительные прокладки;
  •  Ослабло крепление корпуса сцепления к корпусу коробки.

Предупреждение: Перечисленные неисправности бывают вызваны другими причинами, для устранения которых не потребуется снятие и разборка КПП. Так как снятие и разборка  КПП весьма трудоемкие процессы, будьте внимательны при диагностике неисправностей, обязательно убедитесь в необходимости подобного ремонта.

 Полезный инструмент

Вам понадобится:

  •  Две отвертки;
  • Головки  на 17, на 13;
  • Удлинитель с воротком (трещоткой);
  • Набор ключей10-27плюс второй ключ на 13;
  • Ударная отвертка;
  • Специальный съемник, для снятия стопорных (фиксирующих) колец;
  • Средний молоток;
  • Универсальные съемники.

 Производим снятие коробки  с автомобиля

Итак:

  • Откручиваем болты, крепящие приемную трубу, и снимаем ее;
  • Откручиваем гайки крепления стартера;
  • Подставляем емкость (ведро) под коробку, шестигранником открываем сливную пробку, сливаем масло с КПП;

Примечание: Не рекомендуется снимать КПП, не сливая масло. Велика вероятность его разлить, при снятии коробки.
Тогда цена вопроса возрастет на стоимость нового масла и новую робу для вас, к тому же на пролитом масле легко поскользнуться.

  • отцепляем крепления глушителя, вытаскиваем приемную трубу;
  • Откручиваем кронштейн карданного вала, муфту фланца коробки;
Откручиваем кронштейн безопасности, муфту фланца

Откручиваем кронштейн безопасности, муфту фланца

  • Отключаем провода датчика заднего хода, откручиваем трос спидометра;
  • Снимаем рабочий цилиндр сцепления;
  • Устанавливаем упор под поперечину, откручиваем болты, крепящие крышку картера сцепления, снимаем пружинные шайбы;
  • Откручиваем гайки крепящие поперечину, убираем упор, плавно опускаем КПП в низ, чтобы это осуществить Вам потребуется помощь напарника, который придержит коробку, затем переставляем упор передок двигателя, для его фиксации;
  • Снимаем гайки, крепящие картер сцепления к мотору, вынимаем шайбы, затем аккуратно вдвоем снимаем КПП с двигателя.
Устанавливаем упор под поперечину, откручиваем гайки, снимаем упор, отворачиваем гайки, крепящие картер к двигателю

Устанавливаем упор под поперечину, откручиваем гайки, снимаем упор, отворачиваем гайки, крепящие картер к двигателю

Производим установку в обратном порядке. Теперь вы знаете, как снимается с ваз 2106 коробка передач, ремонт это следующий шаг.
Разобрать КПП своими руками тоже дело не хитрое.

  Разборка

 Итак:

  • Снимаем с направляющей муфту отключения сцепления с подшипником и пружиной.
  • Снимаем, поддев отверткой, чехол вилки сцепления с картера, а  затем снимите вилку вместе с чехлом, провернув ее на девяноста градусов.
  • Отворачиваем гайки (их семь) крепящие картер сцепления, снимаем пружинные шайбы.
Гайки, крепящие картер сцепления

Гайки, крепящие картер сцепления

  • Отсоединяем  картер  от КПП.
Разъединяем картер сцепления с КПП

Разъединяем картер сцепления с КПП

  • Вынимаем прокладку, находящуюся между ними и пружинную шайбу.
  • Отворачиваем гайки, крепящие нижнюю крышку к корпусу (их десять), вытаскиваем шайбы.
  • Снимаем крышку.
Откручиваем крышку

Откручиваем крышку

  • Аккуратно отделяем прокладку от корпуса КПП, снимаем ее со шпилек.
  • Отворачиваем гайки крепящие подушку задней подвески к картеру (их две), снимаем шайбы и подушку вместе с поперечиной.
Снимаем подушку в сборе

Снимаем подушку в сборе

  • Откручиваем гайку, крепящую привод спидометра, снимаем шайбу, затем  вынимаем привод спидометра.
Откручиваем и достаем привод спидометра

Откручиваем и достаем привод спидометра

  • Переворачиваем КПП, выкручиваем датчик заднего хода.
  • Откручиваем болт, крепящий вилку переключения третьей — четвертой передач.
Выворачиваем болт, крепящий вилку

Выворачиваем болт, крепящий вилку

  • Включаем I передачу и синхронно IV, сдвинув отверткой синхронизатор.

Примечание: Синхронное включение сразу  двух передач нужно для предотвращения прокручивания валов при дальнейших действиях по разборке КПП.

  • Достаем стопорное кольцо с края вторичного вала.
  • Разгибаем стопорную пластину, фиксирующую гайку, крепящую фланец эластичной муфты.
Разгибаем стопорную пластину

Разгибаем стопорную пластину

  • Отворачиваем гайку на пару оборотов, чтобы сдвинуть центрующее кольцо муфты, затем заворачиваем гайку.
  • Съемником спрессовываем центрующее кольцо муфты.
  • Достаем уплотнитель центрующего кольца.
  • Отворачиваем гайку, крепящую фланец эластичной муфты.
  • Применив съемник, сдвигаем фланец муфты, снимаем его.
Применяем съемник, чтобы снять фланец

Применяем съемник, чтобы снять фланец

  • Устанавливаем рычаг переключения в положение “нейтрально”, снимаем манжету с фланца для упрощения доступа к гайкам, крепящим рычаг.
  • Отворачиваем гайки, крепящие фланец к картеру КПП (их три), снимаем шайбы, привод, переключающий передачи, прокладку с фланца.
Откручиваем привод переключения передач

Откручиваем привод переключения передач

  • Отворачиваем гайки крепящие кронштейн приемной трубы (их две), снимаем шайбы с кронштейном.
  • Вытаскиваем закладной болт.
  • Отворачиваем снаружи гайки, крепящие заднюю крышку КПП (их пять), снимаем шайбы.

Внимание: Задняя крышка КПП закреплена при помощи пяти гаек снаружи и одной — изнутри (гайка располагается под кронштейном трубы глушителя). Верхнюю правую гайку невозможно открутить до конца при начальном положении крышки.

Наружные гайки, крепящие заднюю крышку

Наружные гайки, крепящие заднюю крышку

  • Отворачиваем гайку, крепящую заднюю крышку, которая находится  с внутренней стороны корпуса, снимаем шайбу.
  • Отсоединяем заднюю крышку от корпуса, для этого отодвигаем крышку на максимальное расстояние, затем отворачиваем до конца верхнюю правую гайку, снимаем шайбу.
  • Отводим крышку назад и, проворачивая по часовой стрелке, снимаем ее с корпуса коробки.
Снимаем заднюю крышку коробки

Снимаем заднюю крышку коробки

Примечание: Проворачивать крышку КПП необходимо так, чтобы исключить ее зацепление за блок шестерен переключения заднего хода и 5-той передачи.

Совет: Для облегчения снятия задней крышки КПП отодвигаем заднюю крышку, и получаем доступ к штокам, переключающим передачи, и включаем II передачу.

  • Вынимаем внутреннюю обойму роликоподшипника  вторичного вала затем шестерню спидометра.
  • Выворачиваем болты, крепящие крышку фиксаторов, достаем крышку с крепежом и прокладкой.
Снимаем крышку фиксатора

Снимаем крышку фиксатора

  • Достаем пружинки фиксаторов.
    Переворачиваем КПП, вынимаем шарики фиксаторов.
  • Снимаем шарик-фиксатор шестерни спидометра и маслоотражающую шайбу.
Достаем шарик, вынимаем маслоотражающую шайбу

Достаем шарик, вынимаем маслоотражающую шайбу

  • Выворачиваем болт, крепящий шестерни пятой передачи, включив предварительно две передачи.
Выкручиваем болт, крепящий блок шестерен

Выкручиваем болт, крепящий блок шестерен

  • Выкручиваем болт, крепящий вилку переключающую задний ход и 5-тую передачу.
Откручиваем вилку

Откручиваем вилку

  • Потягиваем на себя шток переключения заднего хода и 5-той передачи, достаем его из картера, освободив от вилки выключения.
  • Достаем шестерни заднего хода и 5-той передачи,  затем вилку их переключения.
  • Затем с вторичного вала стаскиваем втулку шестерни 5-той передачи, шестерню, блокирующее кольцо, зубчатый венец, муфту синхронизатора 5-ой передачи, за ними ступицу крепления муфты синхронизатора.
Вытаскиваем муфту синхронизатора

Вытаскиваем муфту синхронизатора

  • Достаем шестерни заднего хода, основную и промежуточную.
Стаскиваем основную шестеренку заднего хода с вала

Стаскиваем основную шестеренку заднего хода с вала

  • Выпрессовываем задний роликоподшипник  промежуточного вала, слегка постукивая по наружному кольцу.
  • Затем снимаем втулку с вала, наружное кольцо роликоподшипника и внутреннее кольцо роликоподшипника.
  • Выворачиваем болт, крепящий передний роликоподшипник промежуточного вала,    одновременно включаем две передачи (I -IV).
  • Теперь снимаем передний подшипник.
  • Достаточно  бывает подцепить отверткой стопорное кольцо, тогда роликоподшипник вылезет.
  • Иногда он застревает, тогда закручиваем болт на несколько витков в вал, создаем упор отверткой, постукиваем слегка молотком по головке болта, чтобы  сорвать роликоподшипник с места. Иногда роликоподшипник разбирается, не пугайтесь, его легко можно собрать.
Стучим молотком, создав при этом упор отверткой

Стучим молотком, создав при этом упор отверткой

Совет: Обязательно наметьте внутренние кольца роликоподшипника промежуточного вала, важно при сборке КПП  поставить их на исходные места.

  • Теперь, когда подшипники сняты, вынимаем вал из картера.
Достаем промежуточный вал

Достаем промежуточный вал

  • Переворачиваем КПП, вынимаем блокирующий сухарь штока переключения III — IV передач (Фото Сухари-2).
  • Выдвигаем шток переключения III — IV передач, чтобы вынуть (с помощью отвертки) промежуточный блокирующий сухарь.
Вынимаем промежуточный сухарь

Вынимаем промежуточный сухарь

Примечание: Вот так выглядят блокирующие сухари: 1 — штока переключения I — II передач (он длиннее); 2 — штока переключения III —  IV передач (более короткий).

  • Снимаем шток переключения III — IV передач, достаем вилку переключения III — IV
    передач.
Вытаскиваем вилку

Вытаскиваем вилку

  • Выворачиваем болт, крепящий вилку переключения I — II передач.
Откручиваем болт, крепящий вилку переключения

Откручиваем болт, крепящий вилку переключения

  • Вынимаем из корпуса шток переключения I — II передач.
  • Переворачиваем КПП и вынимаем блокирующий сухарь штока переключения I — II
    передач (Фото Сухари-1).
  • Снимаем вилку переключения I — II передач.
  • Затем первичный вал целиком и достаем игольчатый подшипник.
  • Ослабляем при помощи  ударной отвертки затяжку винтов, крепящих стопорную пластину промежуточного шарикоподшипника вторичного вала, а так же  оси шестеренки заднего хода, затем  выворачиваем винты.
Ослабляем затяжку винтов ударной отверткой

Ослабляем затяжку винтов ударной отверткой

  • Разворачиваем стопорную пластину, чтобы вытащить ее из паза на оси, на которой сидит промежуточная шестеренка заднего хода.
  • Снимаем ось, на которой крепится промежуточная шестеренка заднего хода.
  • Разжимаем стопорное кольцо, фиксирующее промежуточный шарикоподшипник вторичного вала с помощью съемника для стопорных колец и снимаем его.
  • Вынимаем шпонку из вторичного вала.
  • Снимаем промежуточный подшипник, используя отвертку как рычаг.
  • Подаем вал (вторичный) назад и достаем его вверх передним концом.
  • Выпрессовываем задний подшипник того же вала из крышки КПП, слегка ударяя молоточком по наружной обойме подшипника.
Выпрессовываем задний подшипник из крышки

Выпрессовываем задний подшипник из крышки

Предупреждение: Не теряйте дистанционное кольцо,  установленное между роликоподшипником и сальником.

  • Извлекаем сальник роликоподшипника вторичного вала из крышки КПП.
  • Устанавливаем в тиски целиком блок шестеренок заднего хода и 5-той передачи, спрессовываем шарикоподшипник при помощи крупной отвертки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу.
Спрессовываем подшипник отверткой

Спрессовываем подшипник отверткой

  • Теперь, когда коробка разобрана, тщательным образом промываем в керосине либо дизельном топливе все детали, затем внимательно их осматриваем.
  • Зубья шестеренок и муфт не содержат сколов, трещин, заусенец и задиров, выкрашивания поверхностей и видимого износа.
  • Все поверхности валов, штоков и осей переключения — гладкие, без раковин, задиров, явного износа.
  • На корпусе смотрите наличие трещин, забоин (их быть не должно), а в посадочных местах подшипников – следов проворачивания и износа.
  • Недопустимо наличие  на шлицах валов коррозии, следов заедания и смятия.
  • Малозначительные повреждения устраняем мелкой наждачной бумагой, затем полировкой, но в идеале замена всех поврежденных деталей новыми.
  •  Подшипники качения, роликовые и шариковые, устанавливаются назад только в идеальном состоянии, на дорожках, шариках и роликах недопустимы маломальские дефекты, радиальный люфт допускается не выше  0,05миллиметров.
  • Сепараторы не содержат разрывов, соприкосновений колец или оплавленных фрагментов (для пластмассовых).
  • Для коробки с пробегом, превышающим 120 тысяч километров, производится ремонт с разборкой,
  • Подшипники полностью заменяются на новые, в  независимости от состояния, особенно при сильных повреждениях шестерен или переключающих муфт.
  • Манжеты тоже ставятся  новые.
  • Производя сборку, смазываем детали, в том числе гнезда подшипников, сами подшипники с помощью трансмиссионного масла, стыки корпуса и крышек мажутся тонким слоем автомобильного герметика, все детали переключающего механизма – ШРУС-4.
  • Пружинка штока на вилке заднего хода обладает большей жесткостью, и более черная на вид.
  • Рабочая поверхность всех манжет перед установкой, мажется смазкой Литол-24 тонким слоем.

После того, как все дефекты выявлены — детали заменяем на новые. Производим сборку в обратном порядке.
Для ваз 2106 ремонт коробки передач завершен. Дополнительно рекомендуем вам посмотреть видео.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (10 Среднее число голов: 4,20 из 5)
Loading...Loading...
Добавить комментарий

СКРЫТЬ