На ваз 2106 устанавливаются четырех и пяти ступенчатые коробки перемены передач (далее КПП). Пятиступенчатая коробка изготовлена на базе четырехступенчатой, оба агрегата являются взаимозаменяемыми, основные детали у них одинаковые.
Наша инструкция наглядно покажет вам, как ремонтируется пяти ступенчатая коробка передач ваз 2106 — ремонт начинаем с диагностики неисправностей.
Диагностируем неисправности
Неисправности, при которых необходим ремонт коробки.
Сильные шумы в коробке
- Изношенные подшипники;
- Изношенные зубья шестерен или зубья синхронизаторов;
- Расшатались валы в корпусе, при работе происходит их осевое смещение.
Возникают затруднения при переключении передач
- Изношен сферический шарнир рычага, отсутствие смазывающего состава в узле переключения;
- Деформирован рычаг переключения;
- (штоки) возникли заусенцы, прогибы, загрязнились гнезда штоков, заклинивает блокировочные сухари;
- Засорились шлицы муфты или шлицы ступицы;
повреждены вилки переключения.
Выскакивание или неполное включение передач
- Износились лунки под шарики или сами шарики на штоках, поломались пружины фиксаторов;
- Изношено блокирующее кольцо на синхронизаторе;
- Поломались пружины синхронизаторов;
- Изношенные зубья муфт синхронизаторов либо зубчатого венца.
Понижение уровня масла
- Износились сальники валов коробки;
- Ослабло крепление крышек КПП к корпусу, повреждены уплотнительные прокладки;
- Ослабло крепление корпуса сцепления к корпусу коробки.
Предупреждение: Перечисленные неисправности бывают вызваны другими причинами, для устранения которых не потребуется снятие и разборка КПП. Так как снятие и разборка КПП весьма трудоемкие процессы, будьте внимательны при диагностике неисправностей, обязательно убедитесь в необходимости подобного ремонта.
Полезный инструмент
Вам понадобится:
- Две отвертки;
- Головки на 17, на 13;
- Удлинитель с воротком (трещоткой);
- Набор ключей10-27плюс второй ключ на 13;
- Ударная отвертка;
- Специальный съемник, для снятия стопорных (фиксирующих) колец;
- Средний молоток;
- Универсальные съемники.
Производим снятие коробки с автомобиля
Итак:
- Откручиваем болты, крепящие приемную трубу, и снимаем ее;
- Откручиваем гайки крепления стартера;
- Подставляем емкость (ведро) под коробку, шестигранником открываем сливную пробку, сливаем масло с КПП;
Примечание: Не рекомендуется снимать КПП, не сливая масло. Велика вероятность его разлить, при снятии коробки.
Тогда цена вопроса возрастет на стоимость нового масла и новую робу для вас, к тому же на пролитом масле легко поскользнуться.
- отцепляем крепления глушителя, вытаскиваем приемную трубу;
- Откручиваем кронштейн карданного вала, муфту фланца коробки;
- Отключаем провода датчика заднего хода, откручиваем трос спидометра;
- Снимаем рабочий цилиндр сцепления;
- Устанавливаем упор под поперечину, откручиваем болты, крепящие крышку картера сцепления, снимаем пружинные шайбы;
- Откручиваем гайки крепящие поперечину, убираем упор, плавно опускаем КПП в низ, чтобы это осуществить Вам потребуется помощь напарника, который придержит коробку, затем переставляем упор передок двигателя, для его фиксации;
- Снимаем гайки, крепящие картер сцепления к мотору, вынимаем шайбы, затем аккуратно вдвоем снимаем КПП с двигателя.
Производим установку в обратном порядке. Теперь вы знаете, как снимается с ваз 2106 коробка передач, ремонт это следующий шаг.
Разобрать КПП своими руками тоже дело не хитрое.
Разборка
Итак:
- Снимаем с направляющей муфту отключения сцепления с подшипником и пружиной.
- Снимаем, поддев отверткой, чехол вилки сцепления с картера, а затем снимите вилку вместе с чехлом, провернув ее на девяноста градусов.
- Отворачиваем гайки (их семь) крепящие картер сцепления, снимаем пружинные шайбы.
- Отсоединяем картер от КПП.
- Вынимаем прокладку, находящуюся между ними и пружинную шайбу.
- Отворачиваем гайки, крепящие нижнюю крышку к корпусу (их десять), вытаскиваем шайбы.
- Снимаем крышку.
- Аккуратно отделяем прокладку от корпуса КПП, снимаем ее со шпилек.
- Отворачиваем гайки крепящие подушку задней подвески к картеру (их две), снимаем шайбы и подушку вместе с поперечиной.
- Откручиваем гайку, крепящую привод спидометра, снимаем шайбу, затем вынимаем привод спидометра.
- Переворачиваем КПП, выкручиваем датчик заднего хода.
- Откручиваем болт, крепящий вилку переключения третьей — четвертой передач.
- Включаем I передачу и синхронно IV, сдвинув отверткой синхронизатор.
Примечание: Синхронное включение сразу двух передач нужно для предотвращения прокручивания валов при дальнейших действиях по разборке КПП.
- Достаем стопорное кольцо с края вторичного вала.
- Разгибаем стопорную пластину, фиксирующую гайку, крепящую фланец эластичной муфты.
- Отворачиваем гайку на пару оборотов, чтобы сдвинуть центрующее кольцо муфты, затем заворачиваем гайку.
- Съемником спрессовываем центрующее кольцо муфты.
- Достаем уплотнитель центрующего кольца.
- Отворачиваем гайку, крепящую фланец эластичной муфты.
- Применив съемник, сдвигаем фланец муфты, снимаем его.
- Устанавливаем рычаг переключения в положение “нейтрально”, снимаем манжету с фланца для упрощения доступа к гайкам, крепящим рычаг.
- Отворачиваем гайки, крепящие фланец к картеру КПП (их три), снимаем шайбы, привод, переключающий передачи, прокладку с фланца.
- Отворачиваем гайки крепящие кронштейн приемной трубы (их две), снимаем шайбы с кронштейном.
- Вытаскиваем закладной болт.
- Отворачиваем снаружи гайки, крепящие заднюю крышку КПП (их пять), снимаем шайбы.
Внимание: Задняя крышка КПП закреплена при помощи пяти гаек снаружи и одной — изнутри (гайка располагается под кронштейном трубы глушителя). Верхнюю правую гайку невозможно открутить до конца при начальном положении крышки.
- Отворачиваем гайку, крепящую заднюю крышку, которая находится с внутренней стороны корпуса, снимаем шайбу.
- Отсоединяем заднюю крышку от корпуса, для этого отодвигаем крышку на максимальное расстояние, затем отворачиваем до конца верхнюю правую гайку, снимаем шайбу.
- Отводим крышку назад и, проворачивая по часовой стрелке, снимаем ее с корпуса коробки.
Примечание: Проворачивать крышку КПП необходимо так, чтобы исключить ее зацепление за блок шестерен переключения заднего хода и 5-той передачи.
Совет: Для облегчения снятия задней крышки КПП отодвигаем заднюю крышку, и получаем доступ к штокам, переключающим передачи, и включаем II передачу.
- Вынимаем внутреннюю обойму роликоподшипника вторичного вала затем шестерню спидометра.
- Выворачиваем болты, крепящие крышку фиксаторов, достаем крышку с крепежом и прокладкой.
- Достаем пружинки фиксаторов.
Переворачиваем КПП, вынимаем шарики фиксаторов. - Снимаем шарик-фиксатор шестерни спидометра и маслоотражающую шайбу.
- Выворачиваем болт, крепящий шестерни пятой передачи, включив предварительно две передачи.
- Выкручиваем болт, крепящий вилку переключающую задний ход и 5-тую передачу.
- Потягиваем на себя шток переключения заднего хода и 5-той передачи, достаем его из картера, освободив от вилки выключения.
- Достаем шестерни заднего хода и 5-той передачи, затем вилку их переключения.
- Затем с вторичного вала стаскиваем втулку шестерни 5-той передачи, шестерню, блокирующее кольцо, зубчатый венец, муфту синхронизатора 5-ой передачи, за ними ступицу крепления муфты синхронизатора.
- Достаем шестерни заднего хода, основную и промежуточную.
- Выпрессовываем задний роликоподшипник промежуточного вала, слегка постукивая по наружному кольцу.
- Затем снимаем втулку с вала, наружное кольцо роликоподшипника и внутреннее кольцо роликоподшипника.
- Выворачиваем болт, крепящий передний роликоподшипник промежуточного вала, одновременно включаем две передачи (I -IV).
- Теперь снимаем передний подшипник.
- Достаточно бывает подцепить отверткой стопорное кольцо, тогда роликоподшипник вылезет.
- Иногда он застревает, тогда закручиваем болт на несколько витков в вал, создаем упор отверткой, постукиваем слегка молотком по головке болта, чтобы сорвать роликоподшипник с места. Иногда роликоподшипник разбирается, не пугайтесь, его легко можно собрать.
Совет: Обязательно наметьте внутренние кольца роликоподшипника промежуточного вала, важно при сборке КПП поставить их на исходные места.
- Теперь, когда подшипники сняты, вынимаем вал из картера.
- Переворачиваем КПП, вынимаем блокирующий сухарь штока переключения III — IV передач (Фото Сухари-2).
- Выдвигаем шток переключения III — IV передач, чтобы вынуть (с помощью отвертки) промежуточный блокирующий сухарь.
Примечание: Вот так выглядят блокирующие сухари: 1 — штока переключения I — II передач (он длиннее); 2 — штока переключения III — IV передач (более короткий).
- Снимаем шток переключения III — IV передач, достаем вилку переключения III — IV
передач.
- Выворачиваем болт, крепящий вилку переключения I — II передач.
- Вынимаем из корпуса шток переключения I — II передач.
- Переворачиваем КПП и вынимаем блокирующий сухарь штока переключения I — II
передач (Фото Сухари-1). - Снимаем вилку переключения I — II передач.
- Затем первичный вал целиком и достаем игольчатый подшипник.
- Ослабляем при помощи ударной отвертки затяжку винтов, крепящих стопорную пластину промежуточного шарикоподшипника вторичного вала, а так же оси шестеренки заднего хода, затем выворачиваем винты.
- Разворачиваем стопорную пластину, чтобы вытащить ее из паза на оси, на которой сидит промежуточная шестеренка заднего хода.
- Снимаем ось, на которой крепится промежуточная шестеренка заднего хода.
- Разжимаем стопорное кольцо, фиксирующее промежуточный шарикоподшипник вторичного вала с помощью съемника для стопорных колец и снимаем его.
- Вынимаем шпонку из вторичного вала.
- Снимаем промежуточный подшипник, используя отвертку как рычаг.
- Подаем вал (вторичный) назад и достаем его вверх передним концом.
- Выпрессовываем задний подшипник того же вала из крышки КПП, слегка ударяя молоточком по наружной обойме подшипника.
Предупреждение: Не теряйте дистанционное кольцо, установленное между роликоподшипником и сальником.
- Извлекаем сальник роликоподшипника вторичного вала из крышки КПП.
- Устанавливаем в тиски целиком блок шестеренок заднего хода и 5-той передачи, спрессовываем шарикоподшипник при помощи крупной отвертки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу.
- Теперь, когда коробка разобрана, тщательным образом промываем в керосине либо дизельном топливе все детали, затем внимательно их осматриваем.
- Зубья шестеренок и муфт не содержат сколов, трещин, заусенец и задиров, выкрашивания поверхностей и видимого износа.
- Все поверхности валов, штоков и осей переключения — гладкие, без раковин, задиров, явного износа.
- На корпусе смотрите наличие трещин, забоин (их быть не должно), а в посадочных местах подшипников – следов проворачивания и износа.
- Недопустимо наличие на шлицах валов коррозии, следов заедания и смятия.
- Малозначительные повреждения устраняем мелкой наждачной бумагой, затем полировкой, но в идеале замена всех поврежденных деталей новыми.
- Подшипники качения, роликовые и шариковые, устанавливаются назад только в идеальном состоянии, на дорожках, шариках и роликах недопустимы маломальские дефекты, радиальный люфт допускается не выше 0,05миллиметров.
- Сепараторы не содержат разрывов, соприкосновений колец или оплавленных фрагментов (для пластмассовых).
- Для коробки с пробегом, превышающим 120 тысяч километров, производится ремонт с разборкой,
- Подшипники полностью заменяются на новые, в независимости от состояния, особенно при сильных повреждениях шестерен или переключающих муфт.
- Манжеты тоже ставятся новые.
- Производя сборку, смазываем детали, в том числе гнезда подшипников, сами подшипники с помощью трансмиссионного масла, стыки корпуса и крышек мажутся тонким слоем автомобильного герметика, все детали переключающего механизма – ШРУС-4.
- Пружинка штока на вилке заднего хода обладает большей жесткостью, и более черная на вид.
- Рабочая поверхность всех манжет перед установкой, мажется смазкой Литол-24 тонким слоем.
После того, как все дефекты выявлены — детали заменяем на новые. Производим сборку в обратном порядке.
Для ваз 2106 ремонт коробки передач завершен. Дополнительно рекомендуем вам посмотреть видео.