Блок управления двигателем ВАЗ 2109: как установить



Общий вид блока управления двигателем ВАЗ 2109

Общий вид блока управления двигателем ВАЗ 2109

ЭБУ или электронный блок управления двигателем или компьютер выполняет управление всей системой автомобиля ВАЗ 2109. Устройство оказывает влияние на действия отдельных датчиков и все системы автомобиля.
Поэтому, на ВАЗ 2109 блок управления двигателем — важный узел авто. Статья предлагает рассмотреть основные принципы работы устройства, его местоположением, ознакомиться с порядком монтажа изделия в машине своими руками.

Особенности ЭБУ ВАЗ 2109

Электронный блок управления двигателем размещается под консолью приборной панели и обеспечивает управление системой впрыска топлива. Основной задачей устройства является обработка информации от датчиков, осуществлять управление системами, оказывающими влияние на токсичность выбрасываемых автомобилем выхлопных газов, а также на показатели машины при эксплуатации.
Поступающая в контролер информация указывает:

  • Какая частота вращения и как расположен коленчатый вал.
  • Массовый расход мотором воздуха.
  • Какое количество кислорода содержится в выхлопных газах.
  • Показания температуры тосола.
  • Отсутствие или наличие детонации в агрегате.
  • Расположение дроссельной заслонки.
  • Величину напряжения в бортовой сети машины.
  • Скорость авто.
  • Какое положение занимает распредвал в системе, обеспечивающей последовательное распределение впрыска топлива.
  • Обеспечивает включение кондиционера, при его наличии.

После получения всей информации блок управления двигателем ВАЗ 2109 производит контроль системы и приборов:

  • Теплоотдачи. Контролирует работоспособность форсунок и электробензонасоса.
  • Адсорбер системы, которая улавливает пары топлива (при монтаже ее на авто).
  • Датчик холостого хода.
  • Систему зажигания.
  • Вентилятор, встроенный в систему охлаждения двигателя.
  • Систему диагностики.
  • При наличии кондиционера, муфту компрессора.
  • Блок управления двигателем ВАЗ 21093 содержит выходные цепи – реле, форсунки и другие устройства, с их замыканием на «массу», которое осуществляется через выходные транзисторы контроллера, за исключением цепи реле насоса топливного. Лишь от контроллера на его обмотку идет напряжение +12 В.
    В контроллер встраивается система диагностики. Она помогает устройству распознать неполадки в действиях приборов и системы, помогает предупредить о них водителя.
    Для этих целей в автомобиле ставится лампочка для контроля «CHECK ENGINE». Кроме этого, контролер сохраняет коды для диагностики, которые указывают на места неисправностей, что помогает специалистам проводить последующие ремонты.

На фото показана схема системы по которой происходит впрыск топлива.

Схема системы впрыска топлива

Схема системы впрыска топлива

На схеме контроллер – позиция 11.
Основными элементами, которые имеет блок двигателя на ВАЗ 2109 являются:

  • Оперативное запоминающее устройство или ОЗУ — «блокнот» контроллера. Микропроцессор блока управления его использует при временном сохранении измеряемых параметров, которые необходимы для получения данных о промежуточной информации и последующих расчетов.
    При необходимости микропроцессор может вносить в устройство данные и после считывать их.
    Микросхема ОЗУ монтируется в блоке на печатной плате. Эта энергозависимая память, которая нужна для бесперебойного сохранения питания.

Совет: Сохранить в ОЗУ диагностические коды поломок и расчетных данных в устройстве можно при постоянной подаче питания.

  • Постоянно программируемое запоминающее устройство ППЗУ. Здесь имеется общая программа.
    Она содержит алгоритмы управления иначе, последовательность рабочих команд, а вторая калибровочная информация, которая включает данные необходимые для управления впрыском, зажиганием или холостым ходом и другими функциями. Все они зависят от массы автомобиля, мощности двигателя и его типа.
    Учитываются существующие на трансмиссии передаточные отношения и некоторые другие факторы. Иначе ППЗУ это еще и запоминающее устройство калибровок.
    После программирования не будет изменяться все, что имеется в ППЗУ. Чтобы сохранить записанную информацию эта память, в питании не нуждается, при отключении питания она не стирается, от наличия энергии не зависит.
    ППЗУ ставится на плате блока управления силовым агрегатом в панельке, что позволяет его легко извлекать и заменять.
    Блок двигателя ВАЗ 21093 для каждой комплектации машины имеет индивидуальное ППЗУ, но на разных моделях машин можно применять унифицированный контроллер.

Совет: Замена ППЗУ должна выполняться правильно: устанавливается номер модели и комплектация автомобиля. Если рабочий блок двигателя ВАЗ 2109 берется с той же модели автомобиля, его монтирую на прежнее место.

  • Электрически программируемое запоминающее устройство, ЭЗПУ используется при непродолжительном хранении кодов-паролей предназначенных для иммобилизатора (противоугонной автомобильной системы). Коды-пароли, принимаются от контроллера БУ иммобилизатора (если он есть на автомобиле), сравниваются с теми, что хранятся в ЭПЗУ, при этом пуск мотора запрещается или разрешается.
    Эта память энергонезависимая и она может храниться без поступления питания на контроллер. Коды-пароли БУ иммобилизатором, принимаемые контроллером, сравниваются с теми, которые сохранены в ЭПЗУ.
    При этом пуск двигателя запрещается или разрешается. Эта память не зависит т наличия энергии и может храниться без наличия питания на контроллере.

Системы распределительного впрыска топлива могут быть:

  • С обратной связью. В систему выпуска выхлопных газов устанавливается датчик концентрации кислорода — лямбд-зонд. С его помощью обеспечивается обратная связь и нейтрализатор.
    Датчик в отработанных газах отслеживает концентрацию кислорода, а ЭБУ может поддерживать соотношение топлива и воздуха по его сигналам, для обеспечения эффективной работы нейтрализатора. В системах с нормами Евро-2, используется один датчик концентрации кислорода.
    Крепится он к нейтрализатору. В системах с нормами Ев-ро-3, принимают участие два датчика кислорода, установленные: один до, а другой после нейтрализатора.
  • Для моторов, у которых система впрыска с обратной связью нейтрализатор и датчик концентрации кислорода устанавливать не надо, а регулировку в выхлопных газах концентрацию СО осуществляет СО-потенциометр. В этой системе также не применяется система, осуществляющая улавливание паров топлива.
  • Существует вариант, в котором СО-потенциометра, нет в системе впрыска. В этом случае регулировка содержания СО выполняется с помощью диагностического прибора.
  • Есть системы фазированного распределенного впрыска топлива и последовательного. Здесь дополнительно устанавливается датчик фазы, он определяет момент, окончания такта сжатия в 1-м цилиндре, при этом подача топлива происходит форсунками по цилиндрам в такой же последовательности, что и включение зажигания в цилиндрах (1-3-4-2).

Как снимать и устанавливать ЭБУ

Познакомиться, как правильно снимать и монтировать ЭБУ, можно на видео.
Инструкция предлагает следующий порядок демонтажа устройства:

Совет: Прежде чем начинать работу, нужно познакомиться с мерами предосторожности, их нужно обязательно соблюдать при проведении ремонта контроллеров.

  • Отсоединяются клеммы аккумуляторной батареи.
  • Крестовой отверткой откручиваются три самореза, которые фиксируют правую накладку консоли на приборной панели.
  • Удаляется накладка.
  • Торцовым ключом «10» ослабляется затяжка двух гаек, которые удерживают ЭБУ.
Гайки для ослабления затяжки болтов на ЭБУ

Гайки для ослабления затяжки болтов на ЭБУ

  • Кронштейн контроллера, изготовленный из пластмассы, немного смещается вперед, а затем выводится из зацепления со шпильками кронштейна ЭБУ.
  • Блок вынимается из-под консоли.
ЭБУ вынимается из-под консоли

ЭБУ вынимается из-под консоли

  • Освобождается фиксатор колодки вместе со жгутом проводов.
  • От ЭБУ отсоединяется колодка.
  • Отворачиваются болты, которые удерживают на кронштейне блок управления.
  • Снимается с кронштейна ЭБУ.

На ВАЗ 2109 блок двигателя после замены новым устанавливается в обратной последовательности.
Блок управления двигателем при правильной работе надолго сохранит автомобиль ВАЗ 2109 в надежном рабочем состоянии. Цена блока, по сравнению со стоимостью непредвиденных ремонтов, значительно ниже.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оценок ещё нет)
Loading...Loading...

Добавить комментарий

тетерин

АВТОР СТАТЬИ

Кириленко Александр

Поделиться полезной статьей:



Советуем прочитать