Механическая трансмиссия отечественных автомобилей достаточно надежна. Однако при большом пробеге возможно возникновение проблем с включением передач. В таком случае ремонт сцепления ВАЗ 2110 становится делом неизбежным. Несмотря на все кажущуюся сложность этого мероприятия при наличии определенных знаний и навыков есть возможность обойтись без привлечения специалистов.
Ремонт сцепления ВАЗ 2110 своими силами
Многолетний опыт эксплуатации автомобилей Волжского автозавода показывает их высокую технологичность и простоту в обслуживании. Ремонт сцепления ВАЗ 2110 возможно произвести собственными силами с минимальным набором инструментов и приспособлений.
От водителя потребуются некоторые навыки обслуживания автомобиля и знания особенностей устройства трансмиссии и передней подвески.Для организации ремонта потребуется гаражное помещение или бокс, оснащенный подъемником или смотровой ямой.
Из инструмента понадобятся предметы перечисленные ниже:
- домкрат гидравлический или механический;
- опоры под автомобиль;
- набор ключей рожковых и накидных;
- набор головок с воротом;
- набор отверток с прямым и фигурным жалом;
- молоток и выколотка;
- оправка для диска сцепления.
Наличие верстка или стола для разборки сцепления и его последующего ремонта приветствуется.
Перечень возможных неисправностей трансмиссии
Наиболее характерные проблемы, связанные со сцеплением возникают в результате поломок или чрезмерного износа следующих узлов и деталей:
- обрыв тросика привода;
- поломка вилки;
- разрушение выжимного подшипника;
- износ фрикционных накладок или поломка пружин диска сцепления;
- деформация диска при перегреве;
- поломка корзины.
Устранение части неточностей, а точнее обрыв привода устраняется без демонтажа коробки передач и приводов и в рамках этой статьи не рассматривается. Практика показываем, что просмотр видео и фото с пошаговыми инструкциями помогает быстрее освоить процесс ремонта.
Найти ролики можно в интернете или на иных носителях информации.
Восстановление работоспособности трансмиссии автомобиля ВАЗ 2110
Для точного диагностирования неисправности сцепления автомобиля необходимо выполнить демонтаж коробки переключения передач автомашины. Выполнение этой ответственной операции своими руками нужно осуществить ряд подготовительных мероприятий.
Подготовка к демонтажу коробки переключения передач и картера сцепления
Изложенный ниже порядок несколько отличается от того, что описан в официальном руководстве по ремонту автомобиля. Это связано с тем, чтобы свести к минимуму операции предполагающие разборку узлов с применением узкоспециального инструмента и приспособлений.
Итак, приступаем:
- используя ключи на «10» и «13» отключаем аккумуляторную батарею и снимаем ее с автомобиля. Той же операции подвергается и корпус воздушного фильтра;
- Демонтируем тросик привода сцепления, открутив натяжную гайку и выведя ее из зацепления с рычагом вилки;
- Снимаем стартер, предварительно отсоединив провода от контактной группы на корпусе. Выкручиваем болты крепления картера сцепления и коробки передач в верхней части;
- Производим расстыковку фишки датчика скорости и соответствующего провода. Крепление жгута ослабляем и отводим в сторону.
Подготовительные мероприятия выполнены, и дальнейшие действия будут несколько отличаться от тех, что предусматривает официальная инструкция. Отклонения обуславливаются необходимостью восстановления работоспособности только сцепления.
Такой порядок позволяет избежать слива трансмиссионного масла из коробки переключения передач и демонтажа приводов на передние колеса.
Разборка передней подвески
Последующие операции выполняются при вывешивании передней части автомобиля на опорах для чего:
- Отпускаем гайки крепления наружных шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) пари помощи головки на «30» и мощного ворота;
- Приподнимаем домкратом одну сторону автомобиля и ставим на прочную и устойчивую опору, которая не причинит повреждений кузову автомобиля. Те же действия выполняем и с противоположного края;
- Снимаем передние колеса;
- Откручиваем гайку крепления передней опоры рычага подвески.
- Откручиваем шаровую опору от поворотной цапфы;
- Раскручиваем крепление стабилизатора поперечной устойчивости от рычага;
- Разбираем крепление сайлент-блока и вынимаем его из соответствующего гнезда на кузове автомобиля вместе с рычагом;
- Аккуратно вынимаем рычаг передней подвески и убираем его в сторону.
Снятие КПП и редуктора
В первую очередь необходимо обеспечить свободный доступ к узлам и механизмам ВАЗ 2110 ремонт сцепление производится согласно действующему руководству.
Для чего необходимо выполнить следующие действия:
- Снять защиту двигателя и брызговик для чего нужно открутить крепеж по его контуру и опустить деталь вниз и убрать в сторону;
- Аккуратно производим расстыковку фишки выключателя фонаря заднего хода с соответствующим проводом, убираем последний в сторону и закрепляем на неподвижной детали во избежание обрыва;
- Реактивная тяга и крышка нижняя картера сцепления подлежат демонтажу, операцию следует производить осторожно, чтобы не повредить прокладку;
- Привод управления коробки передач или как его называют в просторечье кулиса, ослабляется в месте соединения, отстыковывается и отводится в сторону;
- Раскручиваем болты крепления корпуса коробки передач к двигателю в нижней части;
- Подводим домкрат под поддон картера двигателя, чтобы исключить его падение под собственным весом;
- Откручиваем коробку переключения передач в сборе с картером сцепления от опорной подушки;
- Теперь опускаем немного двигатель и сдвигаем КПП в сторону.
Демонтаж корзины и диска сцепления
Производим осмотр механизмов и узлов ВАЗ 2110 сцепление, ремонт которого описывается. Детали со следами глубокого износа подлежат замене.
Итак:
- С первичного вала коробки передач снимаем выжимной подшипник и осматриваем его. Учитывая высокие трудозатраты, связанные с демонтажем сцепления его, рекомендуется заменить в любом случае.
При его осмотре следует обратить особое внимание на состояние ушек и самого подшипника, который должен вращаться абсолютно свободно; - Снимаем корзину сцепления, для чего выкручиваем болты по краю. Укладываем ее на стол для осмотра и проведения процедуры выявления дефектов. Наиболее подвержены износу лепестки в местах постоянного соприкосновения с выжимным подшипником.
Основанием для замены корзины служит также высокое отклонение прижимного диска от плоскости, что легко проверить, если уложить его на лист стекла; - Снимаем диск сцепления и внимательно его осматриваем. В первую очередь проверяется состояние и толщина фрикционных накладок.
Большая выработка может при вести к повреждению маховика и прижимного диска заклепками. Кроме того следует обратить внимание на состояние пружин, при малейшем подозрении на их повреждение диск подлежит замене.
Равно как и при короблении последнего в результате перегрева.
Установка корзины и диска сцепления
Для выполнения указанной операции понадобиться специальная оправка, которая удерживает диск в нужном положении.
Последовательность действий такова:
- Вводим оправку в отверстие маховика и надеваем на нее новый диск сцепления;
- Устанавливаем на место корзину сцепления и наживляем болты крепления ее к маховику. Затягивание производится в несколько приемов при прокручивании маховика не менее 3-4 раз для обеспечения равномерно сжатия пружин и избегания перекосов в установке корзины;
- Первичный вал коробки передач смазываем и надеваем на него выжимной подшипник, введя его ушки в зацепление с кронштейнами вилки.
Все операции по ремонту сцепления выполнены, и можно приступать к установке КПП на место в последовательности обратной демонтажу. Особое внимание при этом необходимо уделить правильной регулировке приводов управления коробки передач и сцепления.
Ниже приводится подробное описание этих процедур.
Установка коробки переключения передач
Для этого необходимо после сборки сцепления вынуть оправку и сдвинуть картер коробки в сторону двигателя. При правильной ориентировке эта операция не вызовет больших затруднений.
Теперь закручиваем нижние болты крепления и возвращаем в исходное положение наружные приводы передних колес. Устанавливаем на место рычаг передней подвески и закрепляем его с затяжкой ботов при помощи динамометрического ключа с моментом, предусмотренным в руководстве.
Регулировка привода коробки переключения передач
Для того чтобы облегчить выполнение этой задачи необходимо перед снятием кулисы выбрать установить рычаг в положение заднего хода. Надеваем кулису на наконечник, но не затягиваем его.
Устанавливаем рычаг переключения в положение включения передачи заднего хода, с вхождением рычага в соответствующий паз блокировки. Убедившись в правильности установки рычага, производим затяжку хомута.
Регулировка привода сцепления
Руководство предусматривает необходимость регулировки хода педали сцепления при ее ходе свыше 160 мм. Для этого ослабляем гайку на наконечнике оплетки троса и вращаем ее в нужную сторону до достижения полного хода педали до упора в коврик в 12-13 см. Фиксируем положение контргайкой.
Для автомобиля ВАЗ 2110 ремонт сцеплениявозможен и на любой ровной площадке без смотровой ямы или подъемника, что несколько осложняет выполнение отдельных операций. Наличие помощника в таком варианте сильно упростит работу.