Давление, создаваемое в цилиндрах двигателя, иначе называют компрессией. При слишком низком ее уровне в цилиндре большой объем занимает топливно-воздушная смесь, которая имеет небольшую концентрацию, что приводит ее к медленному воспламенению.
При этом, теплоотдача повышается и происходит перегрев двигателя. Если уровень компрессии очень высокий, происходит быстрое воспламенение топливно-воздушной смеси, за счет большой концентрации, возникает детонация или взрыв смеси.
В это время двигатель испытывает увеличенное давление, действующее разрушительно на его детали.Бывают ситуации, когда на ВАЗ 2110 компрессия в цилиндрах разная.
В этом случае в одном цилиндре воспламенение происходит быстрее, в другом медленнее и двигатель начинает работать неравномерно. Создается дисбаланс в работе поршней и валов, который оказывает отрицательное воздействие на их состояние.
Как контролировать компрессию в цилиндрах ВАЗ 2110
Каждый способ помогает более точно определить дефекты узла.Компрессию чаще всего измеряют с закрытыми и открытыми заслонками в карбюраторе.
Когда заслонка полностью открыта после измерения компрессии можно обнаружить такие дефекты:
- Наличие задиров или серьезных повреждений на поверхности цилиндра.
- Отсутствие прогаров или деформации клапанов.
- Зависание или закоксовывание в канавках поршня колец.
- Поломки или прогары поршней.
При закрытой заслонке после измерения компрессии определяется:
- Нет ли зависания клапана. Если конструкция с гидротолкателем определяется наличие дефектов профиля кулачка распредвала.
- Прилегание к клапану седла.
Компрессия цилиндров ВАЗ 2110, автомобиля без гидрокомпенсатора(см.Замена гидрокомпенсаторов — как производить правильно), измеряется с открытыми заслонками.
Измерение компрессии
Для того, чтобы избежать негативных последствий, от отклонения компрессии в цилиндрах, ее нужно измерять. Для проведения работ своими руками используется устройство называемое компрессометр.
Цена его небольшая, относительно тех средств, которые будут потрачены на ремонт двигателя, когда понадобится замена цилиндра в ВАЗ 2110.
Итак:
- При выборе прибора нужно обращать внимание на концевик. Он соединяется с двигателем и может быть резиновым или с резьбой.
Совет: Предпочтение нужно отдавать концевику с резбой. С ним удобнее работать и можно обойтись без посторонней помощи.
- Прогревается двигатель.
- Выкручиваются и снимаются все свечи зажигания.
Совет: Компрессию лучше измерять при прогретом двигателе, при хорошо заряженном аккумуляторе, чтобы он на стартер давал номинальную мощность.
- От катушек зажигания отсоединяются провода.
- Отключается бензонасос(см.Бензонасос ваз 2110 — преимущества, принцип работы, замена). При механическом устройстве можно отсоединить шланги, подающие топливо или перекрыть его подачу.
При электрическом бензонасосе снимается предохранитель или отключается реле, для прекращения подачи питания. - В один из цилиндров подключается компрессометр, как показано на фото.
- Включается стартер, который проворачивает коленвал двигателя до установки самого большого давления. Скорость вращения коленчатого вала должна быть в пределах от 200 об/мин до 350 об/ми.
Совет: Особое внимание нужно обратить на положение дроссельной заслонки, она должна быть совсем открытой.
- Максимальное показание прибора будет соответствовать уровню компрессии в цилиндре.
- Так измеряется компрессия в цилиндрах ВАЗ 21102, поочередно в каждом цилиндре. Подробно проведение работ можно увидеть на видео.
- Инструкция указывает, что в разных цилиндрах давление не должно отличаться больше чем 0,1 МПа и номинальная величина его иметь ниже 1,0 МПа.
- Если на ВАЗ 2110 нет компрессии в одном цилиндре или она понижена, это может указывать на неплотную посадку в седлах клапанов, повреждения прокладки ГБЦ ваз, пригорания или поломки поршневых колец.
- Выяснить причины нужно залив в цилиндр, в котором понижена компрессия, примерно 20 см2 моторного масла, а затем измерить компрессию.
При повышении показаний компрессометра скорее всего неисправны поршневые кольца. Сохранение значений компрессии указывает на неплотное прилегание тарелок клапанов к седлам или повреждение прокладки ГБЦ.
Совет: Выяснить причину недостаточной компрессии можно подав в цилиндр сжатый воздух. В этом случае поршень должен быть установлен в верхней мертвой точке такта сжатия.
Для этого с компрессометра снимается наконечник, к нему присоединяется шланг компрессора. Наконечник вставляется в свечное отверстие и подается под давлением 0,3 МПа воздух в цилиндр.
В это время коленчатый вал не должен проворачиваться, он фиксируется ручным тормозом. На негерметичность впускного клапана указывает утечка через дроссельный узел воздуха, а выпускного — воздух выходит через глушитель.
На повреждение прокладки указывает воздух, выходящий через горловину на расширительном бачке или в соседний цилиндр, на который указывает характерное шипение.
Компрессия – очень важный показатель для диагностики деталей двигателя без его разборки. По разнице значений, которые обнаружены в разных цилиндрах, и по ее среднему показателю можно достаточно точно определить насколько износилась шатунно-поршневая группа двигателя, определить поломки в этой группе и деталей в клапанном механизме.